В Запорожье вспомнили судебный процесс над полицаями, которые скрывались 28 лет

163

Пол века назад, в 1971 году, в Вольнянском районном доме культуры состоялся открытый судебный процесс над 6-ю полицаями. Их обвиняли в преступлениях против мирных жителей во время гитлеровской оккупации.

По случаю Дня освобождения Вольнянска от нацистских захватчиков, который отметили в городе 18 сентября, со свидетелями судебного процесса пообщались представители СМИ.

Выездной суд над полицаями состоялся в 1971-м году. Процесс был открытым и длился два месяца, рассказала директор Вольнянского районного краеведческого музея Татьяна Гриценко.

На скамье подсудимых было шесть полицаев, которым после освобождения Вольнянского района в 1943 году удалось избежать наказания.

Тогдашняя медицинская сестра Валентина Весторовская находилась в зале суда на всех заседаниях. Говорит, в ее обязанности входило следить за состоянием здоровья подсудимых:

“Вот, где кинотеатр Ленина, все забито было. Люди друг к другу стояли. И все было слышно через микрофон, здесь рупоры стояли. Тут стояли солдаты и милиция, которые сторожили этих предателей. Я шла по этой дорожке, говорю: разрешите. И шла туда оказывать помощь, в зал “.

Несколько раз в толпе возле Дома культуры слушал по громкоговорителю показания подсудимых и работник телеателье Николай Суббота.

“Один раз даже был в зале. Смотрел, какое там оцепление было, как люди хотели разорвать этих полицаев. Там, в доме культуры есть дверь, возле ресторана. К этой двери приезжал “воронок”, привозил их и забирал. И там оцепление такое было, потому что люди рвались. Были еще живы участники тех событий”, – рассказывает Николай Суббота.

Фотографии некоторых из полицейских были напечатаны в местных газетах – запорожские и вольнянские журналисты в течение двух месяцев делали репортажи из зала суда, говорит Татьяна Гриценко.

“Судили шестерых полицейских. Это Дитрих Нейдорф, Николай Донец, Иван Бак, Петр Бевз, Василий Лихобаба и Матвей Шель. Они действовали очень жестоко, расстреливали, били, забивали насмерть наших земляков, наказывали активистов, коммунистов, евреев, бежавших из плена. Сам Дитрих Нейдорф – немец. Он был родом из села Павловка Запорожского района. Во времена оккупации пошел служить немцам, был переводчиком, потом стал полицаем. Его назначили руководителем районной полиции нашего, тогда Красноармейского, района”, – рассказывает директор музея.

Обнаружили нацистских пособников случайно. В одном из портретов на Аллее славы в Донецке жительница Вольнянска узнала бывшего полицая, – рассказала Валентина Весторовская.

“Стахановцы, там портреты их. Я, говорит, прохожу, смотрю – наш Донец, который жил по улице Куйбышева. Я, говорит, сразу сообщила в милицию. И так они по одному обнаружили всех – и Бевза, Лихобабу. Он сам с Ковтунов, еще с Шевченко, что возле Новогупаловки и Новоукраинки”, – говорит она.

Во время судебного процесса Дитрих Нейдорф признал вину, рассказывал судьям, как пытал и убивал людей. Просил учесть его молодость в те годы, но это ему не помогло. Вина всех подсудимых была доказана полностью, все они получили высшую меру наказания – расстрел.

Сообщение В Запорожье вспомнили судебный процесс над полицаями, которые скрывались 28 лет появились сначала на Запорожские вести.

Предыдущая статьяАмериканские инновационные лекарства от Covid-19 развезли по регионам
Следующая статьяУмер актер сериала «Секс в большом городе»