Лед тронулся? К чему ведут переговоры по Донбассу

142

Дипломатические движения в разрезе Минских соглашений, которые начались с саммита Байден — Путин и беседы президентов Украины и США, продолжаются. На этот раз в Киев и Москву с "координирующим" визитом приехала замгоссекретаря США Карен Донфрид. Что лежит "на столе" у главных переговорщиков, какие карты они скрывают под ним — и, главное, будут ли эти движения тектоническими, узнали "Вести".

Гарантии для РФ

В Киеве Карен Донфрид провела встречу с тремя чиновниками, прямо имеющими отношение к переговорам по Донбассу: руководителем ОП Андреем Ермаком, главой МИД Дмитрием Кулебой и зампредом делегации в Трехсторонней контактной группе Андреем Костиным (де-факто он руководит переговорами в отсутствие заболевшего Леонида Кравчука). По итогам дискуссии Донфрид записала короткое видеообращение, в котором кроме традиционного заверения в поддержке территориальной целостности и независимости Украины высказала такие тезисы:

  • ее визит проходит в рамках "дальнейших шагов", обсуждаемых Байденом и Путиным;
  • цель — поддержать Украину в вопросе деэскалации на границе с РФ;
  • диалог об Украине не идет без Украины;
  • США будут активнее принимать участие в мирном диалоге, в частности в отношении выполнения Минских соглашений;
  • новость о том, что США подталкивают Украину к уступкам в диалоге с РФ — "дезинформация";
  • если РФ не согласится на диалог, к ней будут приняты меры, "на которые мы не пошли в 2014-м".

Участники диалога с украинской стороны никак не прокомментировали итоги встречи.

В РФ Донфрид провела встречу с замглавы АП Дмитрием Козаком и замглавы МИД Сергеем Костиным. Говорили о нерасширении НАТО на восток (за счет Украины), причем РФ оформила свои пожелания юридически, в перечень конкретных предложений гарантий от "приближения инфраструктуры НАТО" к ее границам. Речь как о физическом нераспространении (и отказе от учений близ границ РФ), так и об "откате" от решений, принятых в Бухаресте в 2008 году о перспективе членства в НАТО для Украины и Грузии.

Но куда интереснее вторая часть повестки, которая прямо касалась Донбасса и Минских соглашений. Со ссылкой на свой источник, который принимал участие в переговорах, "РИА Новости" сообщили, что "стороны договорились продолжить взаимодействие по имплементации соглашений с учетом заявленной президентом США Байденом на женевском саммите позиции о необходимости обязательного предоставления Донбассу особого статуса для завершения конфликта".

В видеоролике, по образу того, что был снят в Киеве, Донфрид сообщила: "Прогресс в завершении конфликта на востоке Украины может быть достигнут посредством выполнения Минских соглашений" и что США готовы способствовать этому процессу.

"Изначально США были вовсе не против выполнения Минских соглашений, а их саботаж был позицией киевской политической элиты. Приехав в Киев в 2014 году, Джозеф Байден говорил, что он "не против" федерализации Украины, да и сейчас широкая автономия Донбасса вполне устроила бы американцев, — говорит "Вестям" глава аналитического центра "Донбасский институт региональной политики" Энрике Менендес. — США демонстрируют прагматичный подход, как, впрочем, и русские".

Примечательно, что следующей, после Москвы, точкой, которую посетила замгоссекретаря США, стал Брюссель — именно туда Донфрид, по всей видимости, доставила предложения российской стороны.

Позиции Украины

На этом фоне выросла плотность контактов украинского президента. 15 декабря Владимир Зеленский обсудил Минские соглашения с европейскими партнерами — новым канцлером Германии Олафом Шольцем и президентом Франции Эммануэлем Макроном, их беседа проходила в рамках саммита "Восточное партнерство".

Кстати, за день до этого Макрон обсудил ситуацию в Украине с Владимиром Путиным (тот заявил о "накачке Украины оружием" и "намеренном обострении обстановки" Киевом), а еще днем ранее разразился скандал с Германией: газета Bild сообщила, что бывший канцлер, Ангела Меркель, лично блокировала получение Украиной уже оплаченного ею оружия от НАТО (якобы Германия подговорила к подобному бойкоту еще и Нидерланды, чтобы не быть единственной страной, выступающей против поставок). Речь о комплексах противодействия беспилотным летательным аппаратам, их Украина все-таки получила в декабре, а также крупнокалиберных винтовках (их нам так и не поставили). Скорее всего, речь идет о дипломатической игре нового канцлера (мы-де большие друзья Украины, нежели предшественники), но момент был выбран филигранно.

По итогам встреч президент рассказал: во-первых, речь шла об активизации переговоров в "нормандском формате" ("имеем общую позицию и рассматриваем возможность встречи"); во-вторых, о деэскалации на границах Украины ("говорили о внедрении мощной санкционной политики еще до вероятной эскалации"); в-третьих, об инструменте давления на РФ в виде непрохождения сертификации "Северного потока – 2" ("энергетическая безопасность — очень сильный инструмент в диалоге с РФ, и сегодня он находится в руках некоторых лидеров Европы"); в-четвертых, о новой роли США ("я бы хотел, чтобы это была одна из главных, а не эпизодических, ролей"); в-пятых, об имплементации решений Парижского саммита 2019 года.

Важное уточнение: ОП говорит лишь о безопасностной части, т. е. о взаимном прекращении огня, обмене по формуле "всех на всех" и открытии КПВВ, но не об имплементации "формулы Штайнмайера" в украинское законодательство, а это — механизм реализации политической части Минских соглашений.

Вызовы "Минска"

Эксперты в области международной политики и вопросов реинтеграции Донбасса, опрошенные "Вестями", видят в интенсификации диалога перспективы и вызовы. "Есть три стороны: РФ, США и Украина. И в рамках этого треугольника не может быть компромисса. Также сложно — и в рамках двусторонних отношений США и РФ: Вашингтон придерживается позиции по поддержке целостности Украины, что касается не только Донбасса, но и Крыма. РФ эти требования принять не сможет", — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

Но возможен ли прогресс, если заведомо вынести "красные линии" вроде Крыма за рамки? По мнению Энрике Менендеса, даже если речь идет о скрытой части диалога, о его финализации говорить рано. "Договорились договариваться — и то, что общение между США и РФ идет, уже хорошо", — говорит эксперт.

"Серьезных уступок со стороны Байдена я пока не вижу, — говорит "Вестям" политолог, эксперт по международной безопасности Борис Парахонский. — Я бы не ждал существенных подвижек со стороны РФ — ее политика как раз понятна. А вот Украине необходимо проводить проактивную внешнюю политику, выступать с инициативами, договариваться с ключевыми странами в регионе — и Румынией, и с Турцией".

Примечательно, что сразу несколько ньюсмейкеров на последней неделе дезавуировали тезис о давлении США на Украину с целью выполнения Минских соглашений. Такой акцент сделала Карен Донфрид, уточнив при этом, что Киеву необходимо выполнять договоренности, а Владимир Зеленский в ответ на это предпочел отшутиться: мол, давления не было, а "если будет — обязательно скажу: под давлением жить опасно, вы знаете, его надо сбивать".

Похоже, для Украины пришло время определяться с приоритетами, иначе с точки зрения дипломатии она попадет в весьма невыгодное положение. "Политику Украины в отношении конфликта необходимо менять: нужно принять решение о том, что ни в коем случае нельзя прощаться с неподконтрольными территориями, и они должны вернуться в Украину. А ради этого стоит идти на компромиссы, — резюмирует Менендес. — Нужны именно прямые переговоры с РФ, и это должно быть волевое, политическое, решение президента. А также прямые переговоры с представителями ОРДЛО — пусть даже поначалу непубличные. И нужно подготовиться к тому, чтобы ОРДЛО получили особые статусы, так, как это прописано в Минске".

Предыдущая статьяСША ввели санкции против китайских фирм в связи с нарушением прав уйгуров
Следующая статьяЗа минувшие сутки от COVID-19 в Украине умерли еще 328 человек