
Дата 9 Мая все чаще звучит из уст самых разных спикеров, причем не только украинских, но и европейских. По одной версии, российская армия к этой дате должна лишь "показать ощутимые результаты", по другой – ей и вовсе нужна "военная победа", на что будут брошены нечеловеческие усилия. Но чего ждать на самом деле и что скрывается за идеей "получить победу ко “Дню Победы"?
Карнавал
Тезис о том, что Путину необходима победа именно к дате 9 Мая, ярче всего прозвучал от Эммануэля Макрона, действующего президента Франции, сегодня "зависшего" между I и II турами выборов, а потому больше других старающегося проявить себя на ниве миротворчества (за один только март он провел не менее 10 переговоров с Владимиром Путиным – без ощутимых результатов). "Для России 9 Мая – это национальный праздник, важная военная дата. Поэтому наверняка для президента Путина она должна стать "днем победы", и он будет концентрировать усилия на Донбассе", – сказал Макрон в интервью RTL в конце минувшей недели. В той или иной вариации тезис о "дне победы" прозвучал от:
– секретаря СНБО Алексея Данилова 1 апреля ("…у них есть сакральный день, и до 9 Мая Путин ставит задание закончить эту войну парадом победы");
– советника главы МВД Антона Геращенко в середине марта ("Путин ограничил сроки "победы" для ВС РФ до 21 апреля – 7 мая, чтобы провести парад, и заявил, что их потери – ничто в сравнении с целями");
– советника мэра Мариуполя Петра Андрющенко – он в среду отдельно уточнил: в этот день в городе ВС РФ планируют провести "карнавал победы";
– Генштаба ВСУ, 24 марта заявившего, что, по данным разведки, среди личного состава ВС РФ "постоянно проводится пропагандистская работа по навязыванию мысли о том, что войну необходимо завершить до 9 мая".
"Путин любит символизм. Весь его режим последние 20 лет строился вокруг 9 Мая. Так что сроки войны официально уже сдвинули к этой дате, естественно, чтобы провести парад победы", – заключает политолог-международник Максим Яли.
Проблемы роста
Как видно, сроки, означенные Антоном Геращенко, уже сорваны. Начало "второго этапа" оттягивается: французская разведка дает ВС РФ еще 10 дней на перегруппирование, а американский Институт изучения войны (его возглавляет советник главы Пентагона) и вовсе ставит под сомнение способность РФ собрать механизированные силы для прорыва на Донбассе, что потребует несколько месяцев. "Технику, что была у РФ в оперативном подчинении, они уже использовали, все, что "завтра в бой", из боксов выгребли, а теперь столкнулись с проблемой. У командиров частей есть негласная методика: есть первый батальон – он показательный, техника в нем новая и технически исправная (их бросили первыми); во втором батальоне, резерве первого, – все тоже так-сяк исправно, но не очень новое. Все это они уже отправили в Украину. Ну а третий батальон – металлолом, и его пытаются ремонтировать", – поясняет Vesti.ua полковник запаса и бывший сотрудник Главного оперативного управления украинского Генштаба Олег Жданов.
Вопрос также в комплектации личным составом, армия РФ явно не была готова воевать: в 1-м батальоне – 80-90% от штата, в 2-м – 50%, в 3-м – порядка 30%. "Поэтому они формируют БТГ, а не везут в Украину бригады в полном составе: не могут, – поясняет Жданов. – Контрактники же, которые подписывали срок службы без условия прохождения боевых действий, массово отказываются ехать в Украину – хорошо понимают, что их здесь ждет. А на то, чтобы поставить под ружье срочнослужащих солдат, нужно от 3-4 месяцев до полугода, когда по закону срочников можно перевести на контракт. То есть или закон нарушать, или менять его. В противном случае их войска пополнятся к 1 августа, а мы ждать этого не будем!"
Что сможет "сириец"
Если военная победа ВС РФ "не светит", значит, можно говорить об "ограниченных успехах". Их, в конце концов, можно подать как "победу" – уж в этом российская пропаганда сильна. "РФ реорганизовала командование операциями в Украине… чтобы Кремль мог отчитаться об определенных успехах в преддверии 9 мая", – говорит источник 8 апреля со ссылкой на разведку BBC. Что можно квалифицировать как таковые? По мнению Жданова, это захват южных городов, пуск воды по Северо-Крымскому каналу, захват ЗАЭС. "Путину будет что подать на 9 Мая", – отмечает полковник. Такую же формулировку «ограниченные успехи», кстати, использует применительно к ситуации и Институт изучения войны. А Пентагон убежден: сейчас российские войска на 25% слабее, чем перед вторжением 24 февраля, а противостоять им будут самые боеспособные силы ВСУ, защищенные отлично обустроенными укрепрайонами.
Однако ситуация может быть сложнее. BBС подразумевает под «реорганизацией» приход в командование "украинской" группой ВС РФ генерала Александра "Сирийца" Дворникова, командующего Южным военным округом. "Но неважно, какого генерала президент Путин пытается назначить, это не сотрет того стратегического провала, который уже потерпела РФ", – говорит советник президента США по вопросам нацбезопасности Джейк Салливан, отмечая, что "Сириец" Дворников известен крутым норовом и жестокостью по отношению к мирным гражданам.
Может ли высшее военное руководство РФ ради достижения целей, пусть и «ограниченных», в советском стиле гнать солдат буквально на украинские штыки? – "Разумеется, солдатам никто не будет говорить: надо, мол, взять город к 7 мая. Солдатам это доводится ограниченными приказами либо после проведения информационно-пропагандистской операции, а если не получается так, то привлекая средства государственного принуждения,– говорит "Вестям" военный эксперт Сергей Грабский. – Есть шанс, что их будут заставлять идти в атаку, не считаясь с потерями, – это высшее руководство видит горизонт "7 мая", а солдату доводят маленький кусочек мозаики: "Надо взять эту улицу и окопаться", но давление на себе солдаты вполне могут ощущать".
В парадигме Второй мировой
По злой иронии, параллель с 9 Мая – не только в физической дате, но и в общих методах ведения наступательных операций. "Противник действует в парадигме Второй мировой. Помните, у Высоцкого: "Нам говорили: "Нужна высота!" – и "Не жалеть патроны!". Так и у ВС РФ сегодня: к счастью, для нас они просто ведут лобовую атаку, и у наших сил есть возможность наносить огневое поражение", – раскрывает карты Олег Жданов.
Учитывая потери и низкий моральный дух, это может сказаться на боеспособности ВС РФ. Старший командир, по словам Грабского, вовсе необязательно понимает, какие настроения на конкретном участке. Скажем, абстрактная "2-я рота 3-го батальона" понесла потери в 60% от личного состава (в ходе нынешней войны для ВС РФ – обычные потери, учитывая ситуацию на фронте), т. е. из 120 человек осталось 50. "Но на карте они все равно обозначены как 2-я рота 3-го батальона, и гнать их будут как целую роту", – пояснил Грабский.
Именно поэтому "ограниченными успехами", скорее всего, будет для ВС РФ удержание уже взятых ими населенных пунктов (если удастся удержать: силы ВСУ постепенно подбираются к Херсону), наполнение водой Северо-Крымского канала и захват самой большой в Европе АЭС. "ВС РФ уже не думают о 9 Мая – все, что там внутри у них происходит, видно по переносам сроков операции (на Донбассе. – Авт.), они уже ведут ее несколько дней, перенося "начало страшной второй фазы", – говорит советник главы ОП Алексей Арестович. – Да и что им праздновать-то? Предположим, они возьмут Мариуполь, начнут докладывать: "Взяли!" А им скажут: "А вы в курсе, что под Мариуполем погибло шесть командиров армии, от комполка до бригады и выше?" И вот что такого особенного в Мариуполе, что они положили за него столько войск – 20 тысяч человек убитыми, чтобы отобрать два порта у Украины? – Это точно не тянет на парад победы".
Что не так с культом Победы
Тут есть еще одна, неочевидная, на первый взгляд, параллель. Ведь для Советского Союза сразу после Второй мировой дата 9 Мая означала, скорее, горечь поражения и как минимум совсем не то, что она значит сегодня для РФ. "После 1945 года в СССР эту дату вообще долго не отмечали. Сами же фронтовики относились к ней сложно, ведь цена победы была чересчур высока, это видно и по старым советским фильмам – пример тому фильм "Белорусский вокзал", и по встречам ветеранов на Театральной площади, – напоминает "Вестям" российский политический аналитик, главный редактор оппозиционного портала "После империи" Ольга Курносова. – Это уже позже на этой дате, как на основном достижении, надстроили идеологический, пропагандистский конструкт – да и то не на всей войне (а это колоссальное количество жертв), а на самой дате, как на "культе победы" – тезисе, что "все-де хорошо, побеждать умеем".
Конструкт живет, давая мощную идейную подпитку. По данным журналиста, главного редактора "Эха Москвы" Алексея Венедиктова, репетиция парада победы пройдет накануне, 7 мая. "И это странно, ведь это действо нужно готовить: каждый год по Красной площади шагают разные солдаты", – задается вопросом российский правозащитник и политик Марк Фейгин, указывая, что год и два назад в середине апреля уже проводили репетиции парада, а в 2022-м их нет. "Дату эту не просто ждет десакрализация. Она по сути уже сегодня несет иной смысл, никогда не будет прежней, – говорит нам Ольга Курносова. – Например, моя мама, которая помнит войну, считает: те, кто развязал новую, издеваются над памятью тех, кто пал тогда. Предают ее. Для думающих россиян война – это история совершенно невозможная".




