Офисный пузырь. Почему агрохолдинги проигрывают фермерам в производительности

21

Содержание:

  1. Дефицит на поле, а не в офисе
  2. Кто эффективнее: холдинги или фермеры?
  3. Иностранные владельцы – другая модель
  4. Откуда берется "офисный пузырь"

Украинский агросектор испытывает острую нехватку кадров. Больше всего не хватает специалистов, работающих непосредственно "в поле": механизаторов, агрономов, работников элеваторов и логистических служб. В то же время в крупных агрохолдингах раздутые управленческие штаты. Это часто снижает на их эффективность.

Такой вывод следует из аналитического обзора APD (Немецко-украинский агрополитический диалог), а также из комментариев участников рынка. LIGA.net рассказывает, почему в Украине небольшой агробизнес эффективнее управляет человеческим капиталом, чем крупные корпорации

Дефицит на поле, а не в офисе

Фермеры и полевые специалисты, знающие толк в агротехнологиях – таких работников ищут уже по всему миру. И так будет как минимум до 2030 года. Это один из ключевых выводов последнего исследования World Economac Forum о перспективах рынка труда.

"В Украине уже не хватает до четверти от необходимого количества механизаторов. Не хватает агрономов, работников элеваторов и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, сотрудников логистических подразделений", – говорит Оксана Осьмачко, эксперт GIZ GmbH, еще полгода назад занимавшая должность заместителя министра аграрной политики Украины.

О дефиците механизаторов, агрономов и специалистов элеваторного хозяйства LIGA.net узнала от владельцев и топ-менеджеров таких агрохолдингов, как VITAGRO, "Эпицентр-Агро", "Нибулон" и Continental Farmers Group. Никто из них не жаловался на нехватку офисных работников.

Кто эффективнее: холдинги или фермеры?

Аналитики APD сравнили соотношение земельного банка и численности персонала в хозяйствах различного масштаба. Результат оказался неожиданным.

В настоящее время наиболее эффективно трудовые ресурсы используются фермерскими хозяйствами площадью не более 1000 га. В них один работник обрабатывает в среднем 60 га земли. Для сравнения: в агрохолдингах, земельный банк которых превышает 5000 га, на одного работника приходится 58 га.

"Это разрушает распространенный миф о том, что крупные агрокомпании способны обрабатывать значительно большие площади земли меньшим количеством людей", – отмечают авторы обзора.

Более того, у некоторых крупных компаний фактическая производительность еще ниже. Если взять официальные данные о численности персонала и земельном банке ведущих украинских агрохолдингов, то в отдельных случаях показатель в 58 га на одного работника будет даже завышенным. Например, в Vitagro и Эридон на одного сотрудника приходится 16 га обрабатываемой земли. Это соответствует производительности труда небольшого фермерского хозяйства с полем до 50 га.

Важно: Компании не раскрывают структуру персонала — сколько людей работает в поле, а сколько в офисах. Однако соотношение земельных площадей к общему числу сотрудников позволяет оценить общую эффективность использования трудовых ресурсов.

Штат сотрудников агрокомпаний и их земельный банк

Компания Власник Количество сотрудников Земельный банк, га
Кернел Андрей Веревский 10 900 510
Астарта Виктор Иванчик 6 900 240
ВИТАГРО Сергей Лабазюк 5 400 85
Укрпроминвест Агро Алексей Порошенко 4 600 110
Эпицентр Агро Александр и Галина Герега 4 300 160
Эридон Сергей Кролевец 3 400 55
Агропросперис Джордж Рор и Морис Табасиник 3 300 300
Группа LNZ Дмитрий Кравченко 3 100 90
Нибулон Андрей Вадатурский 2 800 76
Континентал Фармерз Груп SALIC (государственная компания Саудовской Аравии) 2 400 196

По данным компаний VKURSI, SERPSTAT

Иностранные владельцы – другая модель

Исключением из общей тенденции являются агрохолдинги с иностранными владельцами.

Компания "Агропросперис", принадлежащая американо-австрийскому тандему, показывает производительность, в полтора раза превышающую среднюю по рынку. На одного работника этой компании приходится 91 га обрабатываемых земель. В компании "Континентал Фармерз Груп" (КФГ), принадлежащей саудитам, на одного сотрудника приходится почти 82 га обрабатываемой земли. Примечательно, что КФГ стала владельцем активов обанкротившегося агрохолдинга-гиганта "Мрия". Кредиторы, еще до прихода КФГ взявшие на себя управление Мрией, обнаружили, что в подразделениях фиктивно работали, но получали зарплату, целые семейные кланы. Об этом на условиях анонимности рассказал бывший сотрудник HR-департамента, работавший после того, как кредиторы взяли управление Мрией в свои руки.

Феномен компаний с иностранными владельцами можно объяснить более жесткой управленческой школой, незыблемыми стандартами контроля расходов и устойчивостью к непотизму.

Читайте такжеРабота кипит. Один украинец обрабатывает в шесть раз больше земли, чем поляк.

Откуда берется "офисный пузырь"

Владелец Велесовой фермы Сергей Травецкий, ранее занимавший руководящие должности в животноводческом направлении в компаниях "Астарта" и "Кернел", отмечает, что действительно бывают случаи неоправданно большого количества офисных сотрудников. Например, случается, что некоторые руководители департаментов устраивают на работу своих детей после учёбы, для получения опыта.

Авторы обзора APD отмечают, что именно такой подход уже стал типичным для украинского аграрного сектора.

Аграрные холдинги, зачастую без участия их владельцев, лишь благодаря "инициативам" менеджеров среднего звена, берут на себя социальную функцию – они становятся инкубаторами опыта для молодежи. Будущие фермеры приобретают здесь коммуникативные навыки, получают знания о современных технологиях и принципах работы рыночных механизмов. "После такой подготовки часть сотрудников решается начать собственное дело", — говорится в обзоре.

Читайте такжеКонкурировать с Nestle и бывшим "Роллтоном". Волынские фермеры нацелились на собственный завод.

Однако при эффективном контроле со стороны владельца ситуация выглядит более прагматичной.

"Эффективные холдинги содержат большие офисы из-за разветвленности направлений деятельности. Например, трейдинг требует группу аналитиков по зарубежным рынкам. Может быть отдельный юридический департамент, который упорядочивает нюансы формирования земельного банка — а это иногда десятки тысяч договоров аренды", — объясняет бывший менеджер агрохолдинга Сергей Травецкий.

Еще одна причина офисного пузыря — попытка войти практически во все, что хоть как-то касается сельского хозяйства.

В 2023 году компания Kernel приступила к созданию собственного морского флота. Однако уже через год проект начали сворачивать.

Очень популярно создание собственных агрохимических подразделений. Они занимаются производством, а иногда даже разработкой собственных удобрений и средств защиты растений. Такие структуры созданы в составе VITAGRO и LNZ Group, в Эпицентр Агро.

В свою очередь фермеры среднего звена не склонны к таким экспериментам, поэтому покупают готовую продукцию.

В условиях войны, мобилизации и демографического спада агросектору придётся сделать выбор. Либо сокращать управленческие надстройки и инвестировать в производительность труда в поле, либо смириться с тем, что средние фермеры будут работать эффективнее агрохолдингов с тысячами сотрудников.

Предыдущая статьяВ Одессе введены аварийные отключения света
Следующая статьяАстрономы обнаружили более 100 новых спутников планет в Солнечной системе (фото)