Исходя из анонса в студии Шустера, можно было ожидать серьезной, аналитичной дискуссии. Но разговора не получилось.
Как было упомянуто о Зе
Чтобы настроить участников дискуссии на аналитический лад, Савик Шустер начал с социологии. Вопрос любопытный: как бы вы проголосовали в предыдущие президентские выборы?
Если бы голосование было сейчас по кандидатам 1991 года, то Вячеслав Черновол выиграл бы у Леонида Кравчука с уровнем доверия 64%, в 1994 году Леонид Кравчук выиграл бы у Леонида Кучмы (60% против 40%), пара 1999 года «Леонид Кучма – Петр Симоненко» сейчас тоже бы подошла к финишу с победой Кучмы, но с сокрушительными для Симоненко 83%. В паре 2004 года сейчас безусловным триумфатором «Виктор Ющенко – Виктор Янукович» был бы Ющенко с 83%. Проигравшая в 2010 году Юлия Тимошенко сейчас выиграла бы со счетом 80,5% против 19,5% Януковича, а у спарринг-партнера 2014 года Порошенко с не менее впечатляющими 61,5%. А поддержка Владимира Зеленского в паре с Порошенко не изменилась и год спустя, — те же 73%.
Тут бы и разматывать годовщину президентства Зеленского, но неожиданно ведущий переключится на интервью с экс-руководителем вооруженных сил «ДНР» Игорем Гиркиным. Действующий гарант был моментально забыт.
Билеты Гиркину в Гаагу
Отрывки из самого интервью (в частности, об убийстве Рыбака), сюжет-нарезка о мировом опыте интервью с Гитлером, Каддафи, Хуссейном. Посетовав, что карантин отменяют, а гостей становится все меньше, «пробки, доехать никак невозможно», Савик Шустер обратился к тем, кто сумел добраться до студии: «Как вам?»
Надо было что-то говорить, но, судя по вялым ответам, тема не вдохновила.
Экс-узники РФ Надежда Савченко и Роман Сущенко разошлись во мнениях. Надежда не против повторить. «чтобы был материал для суда», Романа некоторые вещи «шокировали», как и советника министра внутренних дел Антона Геращенко. Однако тот подчеркнул, что данное интервью – полезное напоминание о том, что война продолжается.
— Кстати, сын убитого Гиркиным Рыбака сейчас работает у нас в сервис-центре. Мы помогаем как можем.
А народного депутата фракции «Слуга народа» Ирину Верещук шокировал не факт интервью, а та истерия, которая вокруг него вспыхнула. «Я не ожидала!» — призналась она, не уточнив, впрочем, чего именно. Ее мысль продолжила полутезка – сопредседатель фракции «Европейская солидарность» Ирина Геращенко: «Цель интервью — возвращения этих отбросов в украинские эфиры». Включившийся по видеосвязи из РФ доктор философских наук Игорь Чубайс удивился, чего такой шум: «У вас Ермак связан с раздведуправлением (РФ) – и никакой реакции!»
Вброс успеха не имел – на авансцену вышел герой недели.
Мокрая спина героя невидимого фронта
Дмитрий Гордон повторил историю о ветеранах, помогавших ему готовить интервью, и о новой порции сенсаций, уже от них.
— Свободный журналист может брать интервью у кого хочет, где хочет и когда хочет.
Но тут за журналистский цех вступился лидер фракции «Голос» Сергей Рахманин и тоном лектора в университетской аудитории провел краткую лекцию о журналистских стандартах: уважающие себя СМИ не сотрудничают со спецслужбами, а журналисты не улыбаются террористам.
— На войне все средства хороши, — тоном бывалого спецагента 007 ответствовал Гордон. – Интервью с Гиркиным были, но они не «плясали» в судах, а мое – «пляшет», потому что, мы выполнили все требования суда. У меня вся спина была мокрая, когда я встал!
— Эта программа Гордона была очень полезна, — попытался помирить всех Игорь Чубайс.
Но не тут-то было!
— Может, ему еще Героя Украины дать, так много он сделал? – съязвила Ирина Геращенко. – Там нет ничего нового, чтобы привести в Гаагу не марионетку, а кукловодов.
Как «юноши» и «девушки» кошмарили друг друга
Дмитрий Гордон посерел лицом:
— Не хочу обижать девушку Ирина Геращенко.
— Я, юноша, сопредседатель оппозиционной партии, — пылая гневом, отчеканила Ирина Геращенко. – Прошу обращаться ко мне как к Ирине Геращенко.
— Хорошо, я отвечу Ирине Геращенко, которая не девушка, — не остался в долгу Гордон. – Вы не называли войну войной, вы торговали своими конфетами ср…ными, и никому не было дела! Я многое сделал и многое делаю. А вы ничего не делали и должны извиниться.
За этот спич получил по шапке от Геращенко не Гордон, а Шустер. Ирина потребовала от него навести порядок в студии и не допускать оскорблений. Но сопредседателю оппозиционной фракции катастрофически не везло:
— Вернетесь в журналистику и будете в своей студии решать, — обиделся ведущий.
Тут Гордон похвалился, что его интервью исследуют специалисты. Рахманин вновь напомнил о стандартах журналистики: можно взять интервью у людоеда с целью показать ужас каннибализма, а можно по-приятельски с ним поговорить и сделать человеку м явлению рекламу.
— Исходя из этой логики, не надо показывать фильм «17 мгновений весны»?! – опять обиделся Гордон, выдав, наверное, источник вдохновения на подвиги. – Там ведь фашисты не людоедами показаны.
«Штирлиц был близок к победепровалу»
Воспоминанием о фильме, прославляющем запрещенное прошлое, взвинтило Ирину Геращенко. Она вспомнила о «торговле людьми», а Гордон опять напомнил ей «торговлю конфетами».
Помирил всех Антон Геращенко, заявив, что люди должны знать о существовании чудовища-террориста Гиркина. А руководитель «Интерфакс-Украина» Александр Мартыненко признал, что единого стандарта в журналистике нет и никто не имеет права указывать, что журналисту делать. Хотя с острыми темами «надо быть осторожным и деликатным».
Когда по четвертому кругу разговор зашел о журналистской этике и эстетике, а Ирина Геращенко вновь попыталась придать действу хотя бы видимость остроты, — ведущий под восторги Чубайса «ах, какое у вас свободное телевидение, как глоток кислорода!» Шустер объявил рекламную паузу.
Агент раскрыл один секрет
В паузе Гордон с удовольствием общался с журналистом «Свободы слова».
— Меня не интересует мнение общества и реакция общества, — победно прищурившись, сообщил он – у меня своя программа. У меня госохрана. Я точно знаю, что мое имя будет на доске почета.
И выдал, быть может, причину пикировки ссоры с Ириной Геращенко. Оказывается, хотел записать интервью с Петром Порошенко, но ему отказали.
Урны в Донецке: быть или нет
После рекламы наконец-то вспомнили о Владимире Зеленском – на экране показали отрывок инаугурации: «Я готов потерять свою должность, только бы наступил мир!». Так проникновенно заявил тогда гарант, добавив после аплодисментов: «Не теряя наши территории. Никогда».
И вот прошел год, — загадочно начал ведущий.
На экране появился Леонид Пасичник (лидер «ЛНР»), обвинивший в видеообращении Зеленского в обстрелах и пообещал «отодвинуть линию соприкосновения от указанной линии электропередач». Аналогичное прозвучало и от главы «ДНР», добавил Савик Шустер. И, конечно, была дана реакция Владимира Зеленского:
— Мы не стреляем по украинцам — мы отвечаем боевикам.
Сославшись на некоего Валерия Соловья (пост в соцсети), ведущий поведал о диверсионных группах «оттуда».
У микрофона появился вице-премьер Алексей Резников, опровергнувший слова Пасичника. Упомянутая линия электропередач на неподконтрольной территории, украинская сторона дала до середины июня гарантии безопасности для ремонта электросетей. Однако наши военные заметили не ремонтников, а военных, «и на этой территории, мы сообщили СММ ОБСЕ, мы снимаем гарантии безопасности». Ради этого состоялось заседание ТКГ в Минске.
— Если в «ДНР» они действительно мобилизованы, то в «ЛНР» спокойно пьют горькую, такая ситуация.
Затем Резников переключился на вероятность выборов и поведал о проверочной миссии ОБСЕ и о том, что разведение войск должно завершиться в августе 2020 года. Он же, со ссылкой на открытые российские источники, сообщил, что около 200 тыс украинских граждан получили паспорта РФ.
Кто-то вводит, а кто-то и выводит
И вновь активировалась Ирина Геращенко и рассказала о героизме «ЕС», остановившей проект о гражданстве «от Зеленского» , узаконивший бы российские паспорта. Затем поинтересовалась «дорожной картой», которой «мы не слышим, а слышим о формуле Штайнмайера», и констатировала:
— Россия не выводит, а вводит туда войска.
Вдруг Резников рассказал о том, как получил от Виктора Ющенко звание «Заслуженный юрист Украины» стараниями как раз Ирины Геращенко, но «истина дороже»:
— За 6 лет большого прогресса не наблюдалось. В 2016 году «Минск» окончательно умер, замер. Придя в ТКГ, мы продолжили вашу работу.
— У нас последние 6 лет день сурка, и этот год тоже, — пошла в бой «тяжелая артиллерия» в виде лидера «Нацкорпуса», в прошлом народного депутата, Андрея Билецкого. – Может, нам взять те территории в блокаду и перестать поставлять все то, что поставляет Украина? Может, тогда они скорее прекратят обстрелы?
Как стратегиями мерялись
Собеседники втянулись в долгий спор о юридическом несовершенстве «Минска», формулах и отдельно – является ли оппозиционный депутат «властью». Зацепились за фамилию «Порошенко», и Резников посоветовал Билецкому обратиться к Ирине Геращенко! Но та умыла руки:
— Уже год как Петр Порошенко не президент.
— В вашей стратегии живые люди есть? – подхватила дискуссию Ирина Верещук вопросом к Билецкому. – Я про детей вам говорю.
— Я имею десятки похорон, которых вы, извините, не имеете, потому что, вы не служили и друзья ваши тоже, — возмутился Билецкий. – Ваша власть привела за год к гибели 100 украинских солдат. Поэтому ваша стратегия – это стратегия потерь.
— Опишите свою, — со вздохом предложила Верещук.
— Чем хуже будет той территории, тем быстрее вернется, — разъяснил Билецкий. – А вы смотрите в одно место Путину.
— Думала, у нас офицеры другие. – разочарованно констатировала Верещук.
— Вы ездили на Селигеры, ваши там дружки, — пустился обличать Билецкий.
— Какой Селигер?! Человек, видимо, ошибся адресом. – побледнела Верещук.
— Вы рекламируете квазиформирования, называя «ДНР» и «ЛНР» — галантно привел на помощь дамам Резников. – Это временно оккупированные территории.
— Если ветеран в запале скажет, он уже не патриот?! – удивился Билецкий.
Или Путин – или Донбасс
Антон Геращенко попытался свести разговоры к единому знаменателю, сообщив о плане, разработанном Арсеном Аваковым, чтобы провести выборы там при наличии украинского флага на каждом избирательном участке: «И, поверьте, нам придется их защищать».
— Не то, что не выйдет – вы даже не собираетесь! – вдруг вклинилась Надежда Савченко. – Я не уверена, что они – очередные – и в Украине состоятся.
— Пока Путин не отдаст Донбасс – а он его не отдаст, ни о каких выборах не может быть и речи, — выдал тайну Гордон. – Чтобы Донбасс снова стал украинским, надо, чтобы не было Путина и не было России.
— Путин увеличивает с 1 июля пенсии, — сообщил внезапно Чубайс, — он чувствует сопротивление общества.
Но выборы в октябре в ОРДЛО – это нереально, ввернул ведущий. — 86% проголосовавших зрителей передачи не верят, что выборы в ОРДЛО состоятся в октябре
Ответом ему было молчание.
— Вот и все! – развел луками Савик Шустер. –До следующей пятницы.
Субъективно: китайская головоломка на украинский лад
Когда в студии обсуждают темы, которые, мягко говоря, имеют умеренную актуальность по сравнению с другими на текущей неделе, ожидать феерических заявлений и откровений не было смысла. Накануне попытки запустить в Киеве и в стране общественный транспорт были бы уместны мэры по видеосвязи. Логично обсудить и пресс-конференцию президента, как бы ее ни воспринимали. Или хотя бы проделать аналитическую работу за Зеленского, оценив его первый год. Или хотя бы, раз уж так, поговорить о карантине: жесткий, смягченный, адаптивный. Да и «пленки Порошенко», откликнувшиеся аж за океаном (в США), представляют некий интерес.
Но – нет! По неведомым (хотя угадываемым) причинам, львиная доля эфира ушла на интервью с Гиркиным и на выяснение деталей героизма Дмитрия Гордона. Убедившись, что «страну спасет Гордон», гости студии переключились на подготовку к выборам в ОРДЛО. Опять же, пошли толки-пикировки ни о чем.
Ведь каждый думал о другом. О чем? В студии и на включениях собрались опытные политики и журналисты, — по лицам мало что прочитаешь. Поэтому вся передача напоминала китайскую головоломку. Но если там ответ есть и он один, то в украинском варианте: а) ответов может быть несколько, б) ответов может быть несколько, но не все правильные на момент окончания ломания головы, в) ответов вообще может не быть.