Целился в Зеленского, а попал в Медведчука. Главные итоги акции Шария

230

Анатолий Шарий вместе со своей партией громко заявил о себе, проведя акцию под стенами Офиса президента 17 июня. Таким образом, из преимущественно виртуального интернет-проекта партия Шария окончательно превратилась в полноценного политического игрока. Более того, акция Шария фактически уничтожила шестилетнюю монополию на улицу со стороны праворадикальных партий. Впрочем, “правым” в данном случае беспокоиться нет смысла — их электорат слабо пересекается со сторонниками Шария. Кому стоит проявить беспокойство, так это идеологически-близкой “Оппозиционной платформе за жизнь” у которой блогер уводит наиболее молодых и, соответственно, активных сторонников.

“Вести.ua” разобрались, что означает большая акция “Партии Шария” в Киеве.

Хитрый ход

Информационным поводом к протестам стали нападения на журналистов во время акций в защиту Сергея Стерненко. Агрессивные сторонники подозреваемого срывали прямые включения телеканалов ZIK и Newsone. Доставалось и журналистам сайта “Шарий.net”. Полиция по указке протестующих попыталась вывести с места событий неугодных журналистов. В том числе и корреспондента “Вести.ua” Валентина Банных. Наше издание подняло этот вопрос на уровне народных депутатов и подготовило обращение в профильный комитет Рады.

Блогер и уже политик Анатолий Шарий призвал своих единомышленников и коллег выйти на акцию протеста к Офису президента, чтобы обратить внимание на эту атаку на журналистов. Ожидалось, что в центре внимания будет проблема именно нападений на работников медиа. Но политическая повестка взяла верх — акция получилась далеко не журналистская, но не менее актуальная.

В столице собралось около 3 тысяч единомышленников Анатолия Шария, которых было легко опознать по красно-белой униформе. Многие приехали из разных регионов, о чем говорили надписи на футболках. Участников щедро снабдили партийными флагами. Больше всего выделялись группы поддержки из Харькова и Одессы.

Их снабдили удочками, флагами, шариками, а лидеры руководили процессом с помощью мегафонов.

Зачем ты шел в президенты?

Придя к Офису президента, “шариевцы” скандировали: “Немой президент — не мой президент”, “Вова, выходи”, “Зачем ты шел в президенты?”.

Эти лозунги отражали не только идеологию “Партии Шария”, но и цели акции. Шарий акцентирует внимание, что Зеленский предал надежды части людей, которые за него голосовали. Протестующие сравнивали главу государства с Петром Порошенко, против чьей политики резко выступала часть электората нынешнего президента.

Пикантности ситуации добавляет и тот факт, что против Зеленского выступают еще и условные правые, а также адепты движения “элита 25%”. То есть, президенту дают понять, что постоянно находиться в шпагате между двумя стульями очень накладно. Зеленского снова попросили определиться, чьи взгляды ему ближе. Или, хотя бы, наконец озвучить свою позицию по делам Стерненко, Порошенко и других вопросах, волнующих сторонников Шария.

Таким образом, молодой политик активно перехватывает повестку другой политической партии, которая сделала себе имя на подобных месседжах — “ОПЗЖ” Медведчука-Бойко.

В ОПЗЖ должны обеспокоиться

В отдельных регионах “Партия Шария” может набрать более 10% на местных выборах, хотя общеукраинский рейтинг проекта пока не превышает 3-4%. Виною всему ОПЗЖ, которая остается главной политсилой условных оппонентов Майдана.

Анатолий Шарий и его партия больше живут в Сети, чем перед телевизорами. У блогера есть популярный ютуб-канал, но нет четырех больших телеканалов и нескольких сайтов, где можно круглосуточно себя пиарить и продвигать свои идеи. Зато Шарий уже есть на улице, где представители ОПЗЖ практически не появляются. Очевидно, что целевая аудитория блогера более мобильна и способна к организации акций прямого действия. В чем мы, собственно говоря, и убедились 17 июня.

Как рассказала “Вести.ua” Ольга Шарий, базовые регионы ОПЗЖ и политсилы ее мужа совпадают. Это означает, что партии будут либо жестко конкурировать за схожий по идеологии электорат, либо договорятся о ненападении и создании в будущем альянса в местных советах.

Дмитрий Раимов считает, что около 5% сторонников “Оппоплатформы” хотят выходить на улицы и действовать более радикально. Логично, что Анатолий Шарий претендует на электорат партии Виктора Медведчука, в основном — на молодежь.

“Конфликт изначально заложен в эту ситуацию. Лидеры “Оппоплатформы” уже видят, что появился молодой популярный политик, который отбирает их аудиторию. На данный момент между ними ситуативный мир, но в будущем может начаться масштабный конфликт. Тем более, что с Шарием очень сложно договориться”, — говорит Раимов.

Эксперт также отмечает, что самая горячая битва может развернуться в медиапространстве. Если Шарий исчезнет из пула каналов Медведчука-Левочкина — это сузит возможность для молодого политика наращивать электоральную базу, привлекая сторонников из условной аудитории “50+”.

Это серьезно может ударить по его рейтингу. Но с другой стороны, может мобилизовать людей активнее подписываться на его Ютуб-канал.

Захват улицы

“Партия Шария” стала первой политсилой условных оппонентов Майдана, которая провела масштабную уличную акцию. До этого никто на такой шаг не осмеливался, побаиваясь нападений праворадикалов из “Нацкорпуса” или С14.

Сразу отметим, что полиция в конкретном случае отработала если не безупречно, то на твердую четверку. Сопровождая колонну протестующих и регулируя подходы к Офису президента, правоохранители не допустили масштабных стычек.

Во время мероприятия было лишь несколько неорганизованных провокаций, которые полиция пресекла, получив от сторонников Шария порцию аплодисментов и одобрительных кричалок .

С другой стороны, очевидно, что и праворадикалы не готовились к побоищу. Наиболее активно выступили против акции лишь представители “Нацкорпуса”, которые развернули анти-шариевские баннеры, а также Евгений Карась и его друзья, одетые в медицинские халаты. На этот раз радикалы решили действовать не кулаками, а сомнительными “креативными методами”. Отметим, что сторонники Сергея Стерненко, выходящие на акции протеста под здание суда, шествие Шария вовсе проигнорировали.

Все эти события позволяют сделать вывод, что так называемых правых не только перестали бояться, но и изменилось само положение вещей на улице. У радикальных организаций нет мандата на насилие, как это было во времена Петра Порошенко. Правые понимают, что полиции дано добро на силовое пресечение беспорядков. И первым это понял Анатолий Шарий, который по сути открыл сезон противостояния на улицах. Его конкурентам остается только подниматься старые партийные проекты молодежных организаций и снова наращивать поддержку среди этой электоральной группы.

Предыдущая статьяЗеленский предлагает Раде освободить выпускников этого года от итоговой аттестации и ВНО
Следующая статьяКабмин определил уголь основным топливом на ТЭС