Ключевое для украинской ракетно-космической отрасли госпредприятие Южмаш может получить заказ на производство электробусов и зарядных станций в объеме 23 млрд грн ($854 млн). В случае подписания соответствующего контракта с условиями, прописанными в меморандуме о сотрудничестве с южнокорейской корпорацией Caris, заказ станет самым крупным не только для днепровской компании, но и, по утверждению премьер-министра Дениса Шмыгаля, для всей украинской промышленности за последние годы.
Получить заказ Южмашу жизненно необходимо. С 2014 года предприятие находится в кризисе из-за невозможности сотрудничать с традиционными заказчиками – компаниями из РФ, а также по причине отсутствия государственного оборонного заказа. Это привело к простою большей части производственных цехов, накоплению многомиллионных задолженностей, а также поставило Южмаш на грань банкротства. Согласно директору госкомпании Сергею Войту, по состоянию на 1 июня долги предприятия только по зарплатной ведомости достигали 210 млн грн.
Южмаш и южнокорейская компания соберут 5 тыс. электробусов
Сотрудничество с Caris даст возможность Южмашу не только рассчитаться с долгами и предотвратить накопление новых, но и сохранить еще не утерянный научно-технический потенциал. Правда, как отмечают эксперты, несмотря на указанную в меморандуме сумму, само предприятие в конечном счете сможет получить только ее часть.
Впрочем, переходу необязательного к выполнению меморандума в статус полноценного контракта может воспрепятствовать неопределенность в деталях сотрудничества. В частности, неясным остается будущий покупатель электробусов – рынок СНГ и Европы, отмечают эксперты, перенасыщен предложением, а для украинских городов данный вид транспорта пока остается слишком дорогостоящим.
Что даст контракт Южмашу
Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ), подчиненный ему днепровский Южный машиностроительный завод имени Макарова (Южмаш) и южнокорейская корпорация Caris, специализирующаяся на автодорожном строительстве, 9 июля подписали меморандум о сотрудничестве по производству 5 тыс. электробусов и 7,8 тыс. зарядных станций до 2023 года.
Южмаш объяснил, почему закупил металл у россиян
Предусмотренная меморандумом сумма заказа в разы превышает те, которые Южмаш выполнял в последние годы. К примеру, один из предыдущих контрактов, полученный от принадлежащей украинскому бизнесмену Максу Полякову американской космической компании Firefly, по оценкам предприятия, составил приблизительно $15 млн.
"Если меморандум станет контрактом, то он будет очень важен для Южмаша, предприятие фактически сможет выйти из пике. Заказ хоть и не позволит полностью восстановить финансовую устойчивость предприятия, но даст возможность начать рассчитываться с долгами и по электроэнергии, и по зарплатам", – комментирует UBR.ua независимый эксперт по аэрокосмической деятельности, экс-начальник отдела анализа и прогнозирования космической деятельности ГКАУ Андрей Колесник.
При этом только за счет этого заказа обеспечить дальнейшее развитие – в том числе восстановить ракетостроение, – вряд ли получится, считает эксперт.
"Опыт показывает, что большая часть денег от заказов идет на оплату материалов и комплектующих, которые заказывают у смежных компаний. Поэтому сумма, которая непосредственно останется в Южмаше, будет меньшей", – указывает Колесник.
Комитет ВР рекомендовал принять законы об электротранспорте
Он приводит в пример заказ на постройку ракеты-носителя Зенит-3SL, которую предприятие выпускало для международного плавучего космодрома "Морской старт". В результате 15-летней истории проекта Южмаш произвел 36 ракет Зенит, сумма заказа на которые превысила $1 млрд.
"Но, так как 70% суммы – это комплектующие от смежников, в основном российских, эти деньги уходили из Южмаша на их оплату, а в самом предприятии осталось около $300 млн чуть ли не за 2 десятилетия работы по данному направлению", – рассказывает Колесник. По его мнению, главным плюсом от выполненных работ станет не денежная составляющая, а восстановление научно-технического потенциала и возвращение на завод работников, в том числе инженеров, которые за последнее время вынужденно покинули отрасль.
"Это задел того, что сама инфраструктура предприятия, которая имеет очень много вспомогательного производства – литейного, по обработке металлов, – сможет получить второе дыхание и, может быть, даже модернизироваться", – говорит Андрей Колесник.
"Мы не запустим ракетно-космическую отрасль, но можем ее сохранить до момента, когда пойдут реальные заказы по основному направлению Южмаша", – подытоживает Колесник.
Рынок электромобилей заметно вырос: самые популярные модели среди украинцев
В то же время для начала работы над проектом необходимо погасить действующие долги госпредприятия. Это уже предлагают сделать за счет государства. Так, законопроект №3697, который был подан в Верховную Раду 19 июня, предполагает пополнение уставного фонда Южмаша на 2,3 млрд грн – за эти средства будут погашены обязательства как по зарплатам, так и по налогам.
Как далеко меморандуму до контракта
Доведение меморандумов до реализации – традиционная проблема украинских предприятий в авиакосмической отрасли, объясняет свой скепсис относительно перспектив проекта экс-заместитель министра инфраструктура Александр Кава. По его словам, 99% из подписанных меморандумов о сотрудничестве с иностранными компаниями так и остаются декларацией о намерениях.
Косвенно в пользу реализации корейско-украинского проекта могут свидетельствовать широкие планы Caris на украинском рынке. Так, совместно с украинской компанией "Сократ" южнокорейская компания уже владеет двумя отечественными предприятиями – "Карис Украина" и "Карис Украина Дорстрой 2".
Они были созданы после подписания трехстороннего меморандума с Государственным инвестиционным финансово-кредитным учреждением Украины (SFII) в ноябре прошлого года. Как указано на официальном сайте Caris, совместные предприятия были сформированы также за счет получения займа от SFII. Само соглашение предусматривало создание сети из 6,8 тыс. пунктов зарядки для электромобилей в Украине, к производству которых планировалось привлечь украинскую компанию – ей, по всей видимости, и стал Южмаш.
Кроме того, в ноябрьском меморандуме были запланированы и другие инфраструктурные проекты. Как писали южнокорейские СМИ, общая сумма инвестиций должна была составить $1,4 млрд, из которых $1 млрд предусматривался для реконструкции дорожной сети, а $340 млн – на создание сети зарядных станций для электротранспорта.
Спортивные электрокары. Audi выпустила новые e-Tron S
Остальная часть суммы должна была быть выделена на установку на украинских дорогах уникальной разработки корейской компании – пластиковых автодорожных ограждений. 23 января 2020 года Caris дополнительно подписала меморандум с SFII по созданию в Украине завода для производства пластиковых ограждений стоимостью в $100 млн.
Может ли Южмаш делать электробусы и кому будет продавать
Южмаш способен производить широкий перечень продукции – от ракет-носителей до тракторов. Выпускается на предприятии и электротранспорт – трамваи и троллейбусы. Не станет проблемой, отмечает Колесник, и поиск специалистов для разработки электробусов.
"Подходящие специалисты есть в Днепре – как инженеры, так и рабочие, которые непосредственно будут собирать машины. Даже если они не являются действующими сотрудниками Южмаша, нет проблем, чтобы привлечь их к выполнению заказа", – говорит Колесник.
Однако на данный момент на Южмаше не выпускается электротранспорт собственных разработок. Часть производственных помещений предприятия арендует для выпуска трамваев отечественная компания Татра-Юг. Сам Южмаш осуществляет сборку троллейбусов Днепр-Т203, который является модернизированной версией белорусского троллейбуса МАЗ-ЭТОН-Т203.
"Южмаш уже 12 лет не имеет компетенции по выпуску новых троллейбусов. С того времени на предприятии проводят только сборку троллейбусов на основе кузова первой комплектности минского автомобильного завода. Те троллейбусы, которые они делали до этого, были архаичными, на уровне 70-х годов прошлого века. За это время производство кузовов для автобусов и троллейбусов ушло далеко вперед", – обозначил проблему Александр Кава.
Премиальный электрокроссовер Jaguar I-Pace получил несколько заметных улучшений
Таким образом, характеристики будущих машин будут зависеть от степени локализации производства, а также от привлечения к разработке сторонних предприятий. Меморандум с Caris включает обмен лицензионными технологиями, однако корейская компания, специализируясь на сфере автодорожной безопасности, вряд ли владеет проектными разработками электробусов.
С другой стороны, в открытом доступе не отображено, кто станет конечным покупателем электробусов и эксплуатантом зарядных станций. Меморандумом предполагается возможность экспорта электробусов в Европу и страны СНГ, однако, как указывает Александр Кава, рынок ЕС является слишком конкурентным – "непонятно, чем собирается привлечь покупателя Южмаш".
Закрыты для транспорта украинского производства и страны СНГ. Как отмечает Кава, на данном направлении Южмаш будет не первым производителем, а, помимо этого, потенциальные покупатели украинских машин, – Казахстан, Беларусь и Россия, – являясь членами Евразийского экономического союза, будут облагать украинскую продукцию пошлинами, делая ее неконкурентной. Другие страны СНГ для покупки электробусов не обладают достаточными денежными средствами.
Дорогими электробусы являются и для украинских городов. Цена ТС Южмаша будет зависеть от деталей разработки – длины транспортного средства, оборудования и т.д., однако, по словам Александра Кавы, стоимость выпускаемых в Европе моделей начинается с $400 тыс.
Льготы на электрокары будут продлены, – Гетманцев
Ненамного дешевле и электробусы украинского производства – произведенный львовским заводом "Электрон" электробус E19 обошелся Львову в почти 10 млн грн (около $371 тыс.). При этом, согласно подсчетам Госавтотрансниипроекта, обслуживание электробусов приносит убытки относительно дизельного транспорта в долгосрочной перспективе из-за необходимости замены аккумулятора раз в 8-10 лет. Его стоимость составляет приблизительно $80-100 тыс.
Дороговизна электробусов обуславливает и низкое распространение данного вида транспорта в Украине. Во Львове он пока существует в одном экземпляре, еще в ряде городов тестировались китайские электробусы Skywell.
"Поэтому такие крупные производственные планы, измеряемые в тысячах выпущенных машин, вызывают очень большие сомнения. В Украине в год продается 100-150 троллейбусов, а тут начинают говорить о 5 тысячах", – заметил Александр Кава.
Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.