«Ситуация, как у нас в 2004-м». Признает ли Запад выборы в Беларуси?

178

В Беларуси прошли президентские выборы. Для наших соседей демократическая процедура — почти травматичный опыт: в 2010-м протесты оппозиции были жестко подавлены центральной властью (а оппозиционные лидеры оказались в заключении). Что будет с соседним государством на этот раз, ждать ли в Беларуси "майдана" и на что он будет похож — разобрались "Вести".

Кампания похожа на наш 2004 год

В шестых по счету президентских выборах в Беларуси участвуют пять кандидатов: первый и "главный" – действующий президент Александр Лукашенко. Кроме того, глава белорусской социал-демократической партии БСДГ Сергей Черечень, сопредседатель объединения "Говори правду" Андрей Дмитриев, бывшая депутат парламента Анна Канопацкая, причем рейтинг ни одного из этих кандидатов не превышает пары процентов.

Оппозиционные силы объединились вокруг Светланы Тихановской. Это супруга блогера Сергея Тихановского, который сам должен был стать кандидатом на выборах. Именно Тихановская стала "точкой сборки" оппозиционных сил, а медийно образ усилился после присоединения к ее штабу супруги экс-кандидата в президенты Валерия Цепкало и представителя штаба Виктора Бабарико, также не состоявшегося кандидата и экс-главы "Белгазпромбанка", Марии Колесниковой. Вместе они являют собой трогательное зрелище — то ли "женский батальон", то ли "жены декабристов".

Впрочем, разделение кандидатов на "технических" и "оппозиционных" условно. Символ оппозиционной настроенности — белую ленту (она "символизирует свободу и что-то новое", по выражению Тихановской) надевали на себя и Андрей Дмитриев, и Черечень. В принципе, на нынешних выборах вовсю применяются технологии.

Примерно две недели назад в Минске и крупных городах начали появляться граффити на стенах "3%" — это намек на истинный, по утверждению оппозиции, рейтинг президента Лукашенко. Коммунальные службы вовсю зарисовывают эти надписи. "А кое-где к цифре прибавляют шестерку или семерку, получается 73% — это явно делают сторонники президента", — шутит Андрей К., работающий наблюдателем на выборах.

"Беларусь никогда не видела подобной избирательной активности и подъема политического сознания. Городские слои требуют перемен. Сельский пояс пока остается в пассивной лояльности, но и в глубинке слышится оппозиционный ропот, — анализирует ситуацию в Беларуси украинский политтехнолог Олег Постернак. — Нынешняя кампания очень похожа на предвыборную ситуацию в Украине в 2004-м и многим напоминает стандартную раскачку перед чем-то вроде "Оранжевой революции". Но это лишь поверхностное восприятие".

Хитрые проценты

Вопрос явки чрезвычайно важен, т.к. именно тут, в теории, можно ждать подтасовок. Законы Беларуси разрешают голосовать не только в день выборов — там введено "досрочное голосование", которое проводится в течение 5 дней (на этот раз — с 4 по 8 августа).

Лидеры оппозиции под предлогом вероятных вбросов бюллетеней — ведь контролировать урны в течение почти недели все время невозможно — попросили своих сторонников приходить на участки 9 августа. "Тихановская призывала голосовать только в основной день выборов, и на участках сейчас огромные очереди, — написал в Twitter медиаменеджер из Беларуси Дмитрий Навоша. — Кажется, это будут первые выборы в мировой истории с явкой больше 100%".

Утром в воскресенье ЦИК РБ отчитался о сверхвысокой явке: по его данным, в досрочном голосовании приняли участие 41,7% белорусов, имеющих право голоса (а это 2,8 млн человек). К полудню явка составила 54% — и выборы признаны состоявшимися. Это рекордный показатель: на прошлых президентских выборах в досрочном режиме голосовали 36,05% избирателей при общей явке в 86,75%, т.е. без малого половина всех избирателей голосует досрочно.

"Масштабы досрочного (голосования — Авт.) позволяют "незаметно" корректировать результаты в пределах 24-26% в общем по стране. То есть "прибавить" эту цифру нужному человеку, — пишет в своем Фейсбуке Игорь Тышкевич, политический эксперт Украинского института будущего. — Предел махинаций в день голосования если мягко, то до 15, если нагло — до 20-25%".

Независимые наблюдатели фиксировали приписки в протоколах. "И это дикие цифры: человек, который находится у входа в здание, насчитал 17 человек. В протоколе значится 117. А в Борисове (райцентр в Минской области — Авт.) наши наблюдатели насчитали 11 избирателей, пришедших голосовать — а в протоколе их более 300 человек! При этом у здания один вход. Пропустить три сотни человек попросту невозможно, — говорит "Вестям" Виктория Таболич, представитель кампании "Право Выбора-2020" в Минской области. — В Минской области явка на досрочных выборах была 6-10%. Максимум 11%, там, где были наши наблюдатели. Но ЦИК утверждает, что явка составила 40-41%!"

"Выгоняют за забор"

Много вопросов вызвало и отношение комиссий к независимым наблюдателям. С момента открытия участков и до 15:00 на сайт проекта "Зубр" (аналог нашего "Комитета избирателей Украины"), который ведет мониторинг нарушений на выборах по всей стране, поступило 105 сообщений о недопуске наблюдателей на участок (либо об их удалении). У каждого подобного нарушения прописаны пометки: "Бобруйск. Наблюдателя Касимова лишили аккредитации, наблюдение ведется на улице"; "Брест. Двое наблюдателей отказались выйти из помещения, и их увезли сотрудники милиции"…

Таболич пояснила "Вестям": ситуация с недопуском избирателей повсеместна. "Комиссии ссылаются на постановление №115 ЦИК, в котором говорится, что на участке во время досрочного голосования может находиться 3 наблюдателя, а в основной день — не более 5 наблюдателей. И этим комиссии очень хорошо пользуются: завели "своих" людей, остальных — выдворяют, причем сразу за границы территории, например, если участок находится в школе — то за забор. Оспорить такое решение можно, даже милиция приезжает, но в итоге это никак не влияет на вопрос допуска наблюдателей, защищенных нашим избирательным кодексом", — сказала Таболич.

Немало и вовсе странных сообщений, характерных скорее для украинских выборов. "Выносят через окно какие-то пакеты", "в списке избирателей — не гражданин РБ, комиссия отказывается его вычеркивать", "В списках был умерший гражданин Снитко (известный режиссер)", "в комиссии сообщили, что за вас соседи из 112 квартиры проголосовали".

Кстати, наблюдателей из ОБСЕ и ПАСЕ в этом году на выборах в Беларуси нет — по официальной версии, озвученной самими организациями, они не дождались приглашения от белорусских властей. Также, якобы, в этом "игноре" повинна пандемия коронавируса. Однако не исключена ситуация, когда Запад откажется признавать выборы в Беларуси, апеллируя именно к отсутствию контроля демократических структур над процедурами.

Интернет и силовики

Накануне стало известно, что целый ряд СМИ, обращавшийся за аккредитацией заранее, не смог попасть в страну. Нескольких украинских журналистов загодя, в субботу, выслали из страны. А журналистов российского ТВ-канала "Дождь" и вовсе "заломали" спецслужбы.

Президент Александр Лукашенко пояснил это тем, что журналисты либо показывали фальшивые визы, либо не смогли объяснить причины поездки. И вдобавок не исключил, что после выборов поднимет вопрос о перерегистрации иностранных СМИ. В итоге картинка с выборов оказалась несколько смазанной.

Утром в воскресенье появились видео с военной техникой (а также прицепов, груженных колючей проволокой), въезжающих в Минск. Примерно в то же время в стране начались перебои с Интернетом. "Он не исчез совсем, но все сервисы для общения — мессенджеры, чаты и т.п. забуксовали. Удар пришелся и по VPN, который стал работать плохо. У меня в телефоне вдруг перестали работать приложения, которые работали всегда", — написал в соцсетях журналист Владимир В.

"В настоящее время мы наблюдаем перебои с доступом к некоторым ресурсам и перегрузку каналов из-за зарубежного трафика в большом количестве. Пока не можем определить, генерируют его люди или машины — сейчас работаем над этим", — высказался гендиректор "Белтелекома" по техвопросам Вадим Шайбаков. К вечеру в центре Минска наблюдалось сосредоточение достаточно большого количества силовиков — оценить его было сложно ввиду постоянных перемещений личного состава. Однако ясно, что власти начали подготовку к "силовому сценарию".

Как "качают" ситуацию

Главный вопрос — чего ждать после выборов. И белорусские, и украинские аналитики, с которыми пообщались "Вести", сходятся в одном: нарушения, которые, безусловно, допускаются властями Беларуси, станут питательной почвой для протестных настроений.

"Попробуют раскачать в Минске, но там, я полагаю, власть сразу "прижмет" и все движения ограничит. Тогда протесты переместятся в регионы и малые города, где для них создана необходимая инфраструктура, — считает политический аналитик Павел Рудяков. — Протесты будут длиться, пока вновь избранный президент не покажется на публике здоровым (ходят слухи о заболевании Лукашенко — Авт.), а также пока не будет признания результатов выборов Владимиром Путиным. ЕС и США признают выборы в случае, если не будет масштабных провокаций, а протесты не будут массовыми и сойдут на нет в течение следующей недели".

Директор белорусского Центра изучения и развития континентальной интеграции "Северная Евразия" Алексей Дзермант утверждает: оппозиционеры заранее не согласны с результатами, и, конечно, оспорят их. "Но если власти купируют ситуацию, не допустят серьезных провокаций, то все сойдет на нет, и Запад в итоге признает результаты, с оговорками, как делает это постоянно".

R вечеру появились призывы белорусской оппозиции выходить на главные площади своих городов сразу после окончания голосования. В Минске, к примеру, точкой сбора назначили стелу "Минск — город-герой". Признаки "раскачки" ситуации в Беларуси заметны даже в Украине. Тарас Березовец написал "Памятку для белорусов", в которой указал набор советов, как стоит вести себя во время протестов. "Ничего не бойтесь. Они будут вас арестовывать, пытать, убивать только тогда, когда вас будет мало… Каждый должен привести с собой 10 людей минимум… Отбивайте своих у милиции", — отметил политолог и телеведущий "Прямого канала", принадлежащего Петру Порошенко в своем Телеграм-канале.

"Да, речь об усталости общества. Но если сценарий будет предусматривать ситуацию, в которой побеждает оппозиция, и назначаются перевыборы, начинается "чехарда", затягивается неопределенность. В этом случае получаем негативный сценарий, предусматривающий утрату стабильности и управляемости, что усугубится приходом второй волны коронавируса — и это весьма неблагоприятное будущее", — говорит известный белорусский политолог Александр Шпаковский.

Читайте также:

  • Лукашенко врубил "Вагнера". Помогут ли наемники победить Бацьке на выборах
  • “Лучше диктатором быть, чем голубым”. Тест по скандальным фразам Лукашенко
  • "Мерзковато”. Что об интервью с Лукашенко думают в Беларуси, РФ и Украине
Предыдущая статьяApple атакует компании с «фруктовыми» логотипами
Следующая статьяЭксперты назвали топ-10 подержанных компактных авто до $8 тысяч