«Не пойму, как она хату перепрыгнула». Судьба легенды спорта Веры Крепкиной

216

В 87-летней женщине, которая нынче живет возле столичной станции метро "Дружбы народов", мало кто узнает легенду спорта, олимпийскую чемпионку по прыжкам в длину Веру Крепкину. Ее сосед Николай Букатый позвонил в редакцию "Вестей" и рассказал, что сейчас великая спортсменка всеми забыта и после сложной операции заново учится ходить. Хуже всего, что и муж, и сын чемпионки уже покинули этот мир.

Олимпийское чудо в Риме

Будущая олимпийская чемпионка по прыжкам в длину, советская легкоатлетка Вера Крепкина ехала на Игры в Рим-1960 в качестве… запасной. Практически всю сознательную жизнь до этого она только бегала. Самая титулованная советская спринтер, семикратная чемпионка СССР, двукратная чемпионка Европы. Чемпионаты мира по легкой атлетике в те времена еще не проводились (первый подобный турнир состоялся только в 1983 году), поэтому награды континентального первенства были наивысшими, кроме олимпийских, разумеется. Кстати, Крепкина участвовала в спринтерских забегах на Олимпийских играх в Хельсинки-1952 и Мельбурне-1956, где в составе эстафетной команды в забеге 4 × 100 м заняла четвертые места. И перед Играми в Риме спортсменка… начала осваивать новую дисциплину — прыжки в длину.

За год до Олимпиады спортсменка перенесла болезнь Боткина, была исключена из состава олимпийской сборной, но приняла участие в товарищеском матче СССР — США и выиграла золото. Она первая из спортсменок начала совмещать бег и прыжки в длину. Этим матчам тогда придавалось не меньшее значение, чем Олимпийским играм. Ведь между СССР и США в самом разгаре была холодная война. Поэтому для СССР в этом матче победа имела очень большое значение.

Прыжок в длину Веры Крепкиной стал решающим в этих соревнованиях — советские спортсмены одержали победу. Крепкину наградили медалью "За трудовую доблесть" и, благодаря личному распоряжению руководителя Госкомспорта СССР Юрия Романова, все же разрешили отправиться на Игры в Риме, но запасной.

Кстати, болезнь Боткина она подхватила как раз в Филадельфии, во время того матча. При такой болезни даже в школе учеников освобождают от физкультуры. Но Вера не сдавалась — в норму она входила благодаря мужу. Его фронтовой друг-врач обследовал Крепкину и дал рекомендации по питанию и постепенному увеличению нагрузок. За всем этим очень внимательно следил Михаил Степанович: сам готовил диетические блюда, составлял план тренировок. К лету 1960 года Крепкина достигла прежних результатов и, несмотря на сопротивление тренера, была включена в состав.

31 августа 1960 года, на соревнованиях по прыжкам в длину, открывавшим легкоатлетическую программу Игр, Вере Крепкиной достался 159-й номер, "соответствующий" ее росту, за который советскую спортсменку называли Русским Колобком. Еще одно прозвище дал известный писатель, автор "Чиполлино" Джанни Родари, который вел репортаж со стадиона. Он назвал Крепкину — Ангелом с крылышками. В тот день в Риме жара доходила до 45 °С, и в таких трудных условиях приходилось выступать спортсменам. Вера очень рисковала: при такой жаре и после болезни Боткина мог быть разрыв желчного пузыря. Но все обошлось благополучно. На римском стадионе "Форо Италико" Крепкина завоевала золотую медаль, победив более опытных прыгуний — чемпионку предыдущей Олимпиады Эльжбету Кшесинскую из Польши и мировую рекордсменку Хильдрун Клаус из ГДР.

Результат Крепкиной являлся новым олимпийским рекордом — 6 м 37 см. Никто в мире до Веры Крепкиной и после нее не прыгал в длину с таким результатом при таком росте. Это была первая золотая медаль сборной СССР на тех Играх. Победа Крепкиной стала одной из главных сенсаций турнира легкоатлетов на Играх в Риме.

Интересной была реакция на эту победу матери Веры — Марии Михайловны: "Мама, услышав мой голос, расплакалась. А потом стала шагами мерить нашу избу: "Раз, два, три, четыре, пять, шесть…" Вышла на крыльцо и говорит: "Я все равно не могу понять, как Верка нашу избу перепрыгнула…"

Голодное детство

Всевозможные справочники, в том числе "Звезды спорта", утверждают, что Вера Крепкина родилась 16 апреля 1933 года, хотя на самом деле она родилась 15 апреля — на день раньше. Родилась Вера (в девичестве — Калашникова) в голодном, 1933 году в Котельниче Кировской области (РСФСР). Тогда голод был и в Украине, и в тех краях, где родилась Вера. Отец Самуил Калашников (русский, а назвали так потому, что он родился на день Самуила) в поисках куска хлеба объездил много мест и остановился на станции Шарья Костромской области, где стал работать на железной дороге. Мать Мария Михайловна работала уборщицей. Кроме Веры в семье было четыре брата — два старших и два младших.

Николай Букатый рассказывает "Вестям": "У будущей олимпийской чемпионки было полуголодное детство, часть которого, длиной в четыре года, пришлась на войну. В этой войне Вера потеряла отца, и мать вынуждена была сама поднимать детей. Жили очень бедно, и единственной отрадой девочки были уроки физкультуры в школе, где в беге с Верой никто не мог сравниться. А в седьмом классе, в 1949 году, Вера приняла участие в соревнованиях по бегу в Вологде. Это были ведомственные соревнования Северной железной дороги. Она отстаивала честь депо, в котором работал ее отец до войны. Бежала босиком, да и форма была не совсем спортивная — какой-то парень одолжил ей свои трусы (отголоски послевоенной бедности). Вера прибежала первой, но победу ей не засчитали, так как она прибавила себе год и выступала под другой фамилией".

На этих соревнованиях Веру заметила тренер Валентина Дорогова и предложила ей поступать в Вологодский железнодорожный техникум и заниматься в детско-юношеской спортивной школе. Мать не хотела отпускать Веру, считала занятие спортом пустым делом, боялась за нее. Но Вера сама очень хотела заниматься спортом и сумела уговорить мать отпустить ее на учебу.

В сборную и замуж

Вера поступила в техникум и одновременно занималась в ДЮСШ у тренера Дороговой. На первых порах, когда не было места в общежитии, тренер приютила Веру у себя дома. Занятия спортом и учеба в техникуме проходили успешно, и Вера получала, как спортсменка, стипендию в 1200 руб., по тем временам — большие деньги. Половину из них будущая чемпионка посылала матери, чтобы братья могли учиться в школе.

А в 1951 году Веру приняли в сборную СССР. На первенстве страны в Минске в финале она заняла высокое, четвертое место. Здесь же, в Минске, произошло очень важное для Веры событие в личной жизни — она познакомилась с будущим мужем Михаилом Крепкиным. Любопытно, что до войны Михаил сам занимался спортом, но после ранения на фронте спорт был ему противопоказан.

"Молодые успели только обменяться адресами, и Михаил уехал в Германию, где проходил военную службу. Два года они переписывались, а в 1953 году Михаил Крепкин и Вера Калашникова поженились. Так Вера стала Крепкиной. И на следующий день после свадьбы утром Михаил тоже улетел — в Германию, продолжать служить, а Вера, в свою очередь, уехала на всесоюзный сбор. Тем не менее прожили они вместе в мире и согласии долгие 55 лет", — рассказывает сосед чемпионки.

Семья и олимпийские дороги

В конце лета 1952-го, состоялся чемпионат СССР по легкой атлетике, где Вера завоевала сразу четыре золотых медали: в беге на 100 м, на 200 м и эстафетах 4 х 100 м, 4 х 200 м — невероятный успех для 19-летней студентки Вологодского железнодорожного техникума. В знак благодарности Вера подарила одну из медалей тренеру Валентине Дороговой.

А в год своего замужества и 20-летия у Веры Крепкиной произошел еще ряд важных событий. Она окончила техникум, а муж Михаил в звании подполковника ушел в отставку, и молодожены переехали в Киев. Михаилу Крепкину как участнику войны дали комнату в коммунальной квартире в центре столицы Украины, на улице Саксаганского. Спустя два года, 5 ноября 1955-го, в семье Крепкиных произошло пополнение — родился сын Андрей.

Но уже через год после рождения сына Крепкина добилась попадания в состав сборной СССР на Олимпийские игры в Мельбурне-1956 и все заботы по уходу за малышом легли на плечи мужа. "Когда Вера в Мельбурне вышла на старт, ей принесли телеграмму "Андрей пошел ногами". Она перекрестилась и побежала. И на этих Играх она заняла четвертое место", — отмечает Букатый. Занимаясь спортом, она параллельно училась в Киевском институте физкультуры, который успешно окончила в 1961 году.

5 тысяч на операцию от МОК

Вера Крепкина входила в состав сборной СССР до 1965 года, хотя на Игры-1964 возрастная атлетка не попала — ей уже было за 30. Всего она отдала спорту 16 лет в родном для нее ДСО "Локомотив", а впоследствии много лет работала детским тренером — в детско-юношеской спортивной школе ДСО "Локомотив" в Киеве.

"Сюда приезжали даже электричкой — воспитанники сиротского интерната из Бучи, что возле Киева, и занимались под руководством Веры Самуиловны. Она помнила, из какой нищеты сама вышла, что ей помогли хорошие люди подняться до таких спортивных высот, и считала своим долгом помочь обездоленным детям выйти в люди. Более 30 лет она проработала детским тренером в родном ей обществе", — говорит Николай Букатый.

К сожалению, многолетняя карьера фактически отняла здоровье у спортсменки. По словам соседа олимпийской чемпионки, Крепкина даже на костылях с трудом передвигалась, но когда ее осмотрела знаменитый спортивный хирург Зоя Миронова, то посоветовала выход из ситуации: сделать операцию у киевского хирурга Николая Тернового. Искусственные суставы стоили $5 тыс., но таких денег не было у прославленной спортсменки. Не нашлось их и у спортивных чиновников в Украине. Воспитанники Веры Крепкиной написали письмо в Международный олимпийский комитет, лично президенту МОК Хуану Антонио Самаранчу. На специальном заседании МОК была выделена сумма $5 тыс. и переведена в Украину для Веры Крепкиной. Операцию по замене тазобедренных суставов на искусственные успешно прошла в 2001 году.

Но, к сожалению, беды на этом не закончились. Муж чемпионки Михаил Степанович, который очень волновался и переживал перед операцией, а после ухаживал за женой, вскоре перенес инсульт. Его парализовало, отнялась речь, он ослеп и никого не узнавал. В таком ужасном состоянии Михаил Степанович пребывал семь лет и в 2008-м скончался. Помогал отцу и матери сын Андрей, который в 2011-м тоже умер.

Несмотря на все жизненные невзгоды, Вера Самуиловна постепенно научилась ходить. Сейчас она каждый день с палочкой проходит во дворе по 1–1,5 км для разработки суставов, чтобы они не застаивались. Превозмогая боль, она спускается с третьего этажа (а фактически с четвертого, учитывая цокольный этаж) — лифта в доме нет. Помогает Вере Самуиловне внучка Катя (дочь сына Андрея Михайловича). Кроме того, великая спортсменка испытывает проблемы со слухом. "Вести" пытались связаться с чемпионкой, но она практически ничего не слышит, а пользоваться слуховым аппаратом не может из-за сильных головных болей.

Читайте также:

  • Яна Клочкова: "Если спортсмены и артисты идут в политику, ничего из этого не получается"
  • Кубок Украины: история побед и рекордов
  • "Правила читаю в поезде". История первой в Украине женщины — арбитра
Предыдущая статьяСамый крупный в мире слиток золота подорожал до $17 млн
Следующая статьяБеларусь направит Литве ноту из-за попытки «нарушения воздушного пространства»