Во всем мире наблюдается увеличение продолжительности жизни. По данным Eurostat, благодаря прогрессу в медицине и общему росту уровня благосостояния за последние 50 лет ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в Европе возросла на 10 лет. Особенно сильный скачок произошел в течение последних 20 лет. Если рожденные в 2002 году европейцы официально имели шанс дожить до 77,7 года, то для младенцев 2014 года рождения данный показатель рассчитывался уже как 80,9. Эксперты прогнозируют, что с нынешними темпами роста продолжительности жизни трудоспособный возраст будет увеличен до 70 лет.
При этом уровень рождаемости упал: в 1960-е годы в среднем за год на свет появлялось около 7 млн младенцев, тогда как в XXI веке естественный прирост населения держится на отметке 5–5,5 млн новорожденных в год. Это создает возрастной и экономический перекос — стариков становится все больше, экономика не выдерживает такую нагрузку. Поэтому во многих странах Европы грядут пенсионные реформы. "Вести" разбирались, какой пенсионный возраст грозит европейцам, в каких странах лучшие пенсионные системы и зачем Европе нужны мигранты.
Пенсионные системы: где лучшие
В мире существует несколько типов пенсионных систем, которые разнятся по принципу накопления и по доле участия в пенсии государства. В зависимости от участия государства есть три типа пенсий: государственная, частная и смешанного типа. Также они делятся по принципу накопления на распределительную (солидарную) и накопительную.
Распределительная использует пенсионные налоги, которые формируют будущие выплаты за счет отчислений ныне работающих граждан. А в накопительной системе каждому работнику открывают счет, с него в будущем будут выплачивать пенсию. Согласно исследованию Всемирного банка, в более чем 85 государствах работает распределительная пенсионная система, которая контролируется властями страны. Возраст выхода на пенсию может отличаться в зависимости от продолжительности жизни в конкретной стране, а также общей экономической ситуации.
А вот качество пенсионных систем в разных странах серьезно различается. С 2009 года ежегодно проводится исследование, на основании которого вычисляется Глобальный пенсионный индекс (Melbourne Mercer Global Pension Index, MMGPI), в котором сравнивают пенсионные системы и оценивают каждую на основе ее адекватности, устойчивости и целостности.
В 2019 году в рейтинг исследования попали 37 стран, в которых проживает более 63% населения мира. В итоге лучшими были признаны пенсионные системы Нидерландов и Дании, которые уже несколько лет занимают лидирующие позиции.
Нидерланды (пенсионный возраст — 65 лет) используют государственную пенсию с фиксированной ставкой и профессиональную пенсию, исчисляемую по трудовым договорам, которые имеют большинство работников. А пенсия датского пенсионера (пенсионный возраст — 66,8 года) состоит из двух частей, каждая из которых начисляется по своим правилам: государственная базовая пенсия, выплачиваемая всем живущим в стране, зависит от количества прожитых в Дании лет после 15-летнего возраста. Плюс идет трудовая пенсия, выплачиваемая Пенсионным фондом всем работающим, с привязкой к заработной плате и трудовому стажу.
Какие реформы предлагают европейцам
Еврокомиссия признает, что европейская система соцобеспечения уже сейчас с трудом справляется с нагрузкой и необходимо как можно быстрее внедрить компенсирующие механизмы. Среди обсуждаемых вариантов можно выделить два основных направления.
Европейцам предлагают копить. Будущим пенсионерам предлагается добровольно вносить за себя взносы, чтобы в старости получать из накопившихся средств прибавку к основному пособию. Для этого нужно запустить систему частного пенсионного страхования, которое пока есть даже не во всех странах ЕС.
По данным Еврокомиссии, сегодня только 27% европейцев в возрасте от 25 до 59 лет подписаны на какой-либо пенсионный страховой продукт, а общий объем рынка оценивается в €700 млрд. По их расчетам, появление так называемого панъевропейского пенсионного страхования (PEPP), планируемого к 2030 году, увеличит оборот рынка в два раза. Но никто не исключает вероятную проблему — банального отсутствия денег у людей. Согласно опросу, проведенному Nordea Bank, например, треть населения Латвии не имеет возможности делать накопления, а каждый четвертый житель страны не способен покрывать даже свои ежедневные расходы.
Повышение пенсионного возраста неизбежно приведет к росту предложений на рынке труда со стороны зрелых соискателей. Вопрос в том, будет ли на них спрос. Для этого необходимы меры, которые остановят дискриминацию по критерию возраста. Из бюджета ЕС уже финансируются различные программы интеграции пожилых людей на рынке труда: переквалификация, обучение компьютерной грамотности и т. д.
Но идея пожизненной занятости — это вовсе не панацея. Во-первых, далеко не каждый человек сможет работать до 75 лет и не для каждой профессии это возможно. Во-вторых, пожилые сотрудники лишают возможностей карьерного роста своих более молодых коллег, что искажает конкуренцию на рынке труда и сокращает производительность. По подсчетам МВФ, старение населения ежегодно снижает экономический рост, уровень инноваций и темпы распространения технологий в Европе на 0,2%.
Иммигранты заменят молодежь
А какие еще есть варианты изменить соотношение молодого населения к старому, чтобы укрепить экономический баланс? Один из вариантов, который уже давно пытаются применить в ряде европейских стран, — привлечение иммигрантов.
В одном из последних обзоров ООН по численности населения (World Population Prospects, 2017) говорится, что именно вынужденные переселенцы способны облегчить в Европе нагрузку на социальную и медицинскую систему. Парадокс в том, что самые молодые иммигранты прибывают в Европу из Африки, но большинство из них не в состоянии выполнять квалифицированную работу, а часть и вообще готовы всю жизнь сидеть на пособиях.
Чтобы привлечь квалифицированных работников, в 2009 году в ЕС вступила в силу Директива о "голубых картах". "Голубая карта" — это вид на жительство с правом на работу в определенной стране Евросоюза для высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей. Директива заработала, но пока дает сбои, а ряд стран (Дания, Ирландия, Великобритания) даже не участвуют в программе.
Чтобы привлечь из-за рубежа конкурентоспособных специалистов, Европе необходимо разработать более сложную систему мотиваторов. Так в свое время поступила Польша, создав Карту поляка, благодаря которой в страну стали съезжаться молодые украинцы и белорусы с польскими корнями, заменив тысячи поляков, эмигрировавших в Германию и Великобританию. Постепенно баланс квалифицированных специалистов в стране стал восстанавливаться. Сегодня в Польше трудятся украинские программисты и врачи, а тысячи украинских школьников поступают в польские вузы и остаются там жить и работать.
К сожалению, увеличение пенсионного возраста остается непопулярным, но одним из самых действенных подходов, позволяющих сохранить производительность труда на прежнем уровне, нанося населению минимальный ущерб в плане социальных гарантий. Но дискуссии о старении общества, повышении пенсионного возраста и реорганизации пенсионных систем заведомо непопулярны у политиков. Предлагаемые ими решения едва ли могут понравиться избирателям, но принципы выплат и начислений, с которыми справлялась экономика 20–30 лет назад, сегодня уже не актуальны. Либо придется постепенно подстраиваться под реалии, либо создавать личную пенсию, чтобы не зависеть от государственной.
Камень преткновения — пенсионный возраст
В 2017 году Еврокомиссия официально заявила, что Европа оказалась на пороге беспрецедентного демографического вызова, который требует незамедлительных пенсионных реформ. Если сейчас на каждого пенсионера в Евросоюзе приходится четыре человека работоспособного возраста, то к 2060 году пропорция изменится до одного к двум.
Немецкий институт экономических исследований в Берлине (DIW) уже активно ратует о повышении пенсионного возраста в стране до 70 лет. С 2030 года в Дании пенсионный возраст будет увеличиваться каждые пять лет на один год, в зависимости от средней продолжительности жизни, и к 2035 году может достичь 69 лет. В Норвегии, где мужчины уже выходят на пенсию в 67 лет, а женщины — в 64 года, предполагается к 2030 году уравнять всех в правах и сделать единый пенсионный возраст — 67 лет.
Десять лет назад во Франции пенсионный возраст подняли с 60 до 62 лет и установили трудовой стаж на уровне не менее 42 лет. При этом возраст, с которого трудовой стаж не влияет на размер пенсии, вырос с 65 до 67 лет. В 2019 году президент Эмманюэль Макрон попытался ввести единый пенсионный режим вместо 42 существующих, отменив с 2025 года льготы для нескольких профессий. Это вызвало протесты и забастовки по всей стране. При этом надо признать: официальный пенсионный возраст во Франции — один из самых низких среди богатых стран.
Материал опубликован в газете "Вести" от 12 марта №043. Полный выпуск газеты "Вести" вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.