Малые ядра E-cores в процессорах Intel Alder Lake очень плохи в играх

99

Наши коллеги с ресурса TechSpot провели масштабное тестирование процессоров Alder Lake в играх с необычной стороны. Они проверили, как разные ядра и их конфигурации влияют на производительность в играх и как это соотносится с другими CPU.

Малые ядра E-cores в процессорах Intel Alder Lake очень плохи в играх

Они взяли Core i9-12900K, Core i7-12700K и Core i5-12600K, ограничили их частоту на отметке 4,2 ГГц и протестировали в трёх конфигурациях: с четырьмя большими ядрами, четырьмя малыми ядрами и с двумя малыми и двумя большими активными ядрами. Таким образом, источник проверил не только три конфигурации, но и влияние на производительность кэш-памяти L3, так как в описанных выше условиях только это было отличием между указанной выше троицей.

Малые ядра E-cores в процессорах Intel Alder Lake очень плохи в играх

Что касается остальных участников тестирования, их аналогичным образом ограничили по частоте и количеству ядер, разве что во всех остальных случаях, само собой, речь всегда шла только о четырёх обычных больших ядрах. В качестве видеокарты была выбрана Radeon RX 6900 XT, а настройки всегда подразумевали максимальное качество графики и разрешение Full HD.

У источника есть диаграммы для семи различных играх, но мы приведём только одну итоговую.

Малые ядра E-cores в процессорах Intel Alder Lake очень плохи в играх

Итак, какие же выводы можно сделать из такого специфического тестирования? Самое главное — малые ядра E-cores для игр неэффективны. Если в ряде приложений (и даже в одной игре) малые ядра действительно можно сравнивать с ядрами Skylake, как это утверждает сама Intel, то в большинстве игр архитектура Gracemont со Skylake тягаться совершенно не способна. Четыре малых ядра могут находятся где-то между Ivy Bridge и Haswell, а также способны тягаться с первым поколением Zen. Само собой, это вовсе неплохо для очень энергоэффективных и компактных ядер, но всё же для игр в современных реалиях они подходят намного хуже других даже не самых современных решений. А причина этого кроется в задержках при обмене данными между ядрами. Если для больших ядер это 37 нс, то для малых уже 57 нс.

При этом активация двух больших ядер и двух малых уже приводит к тому, что Core i9-12900K обходит и все предыдущие процессоры Intel, и даже Ryzen 7 5800X, хотя разница там лишь в 1 балл, так что корректнее говорить о паритете. Как бы там ни было, уже на этом этапе видно, насколько хороша получилась у Intel архитектура Golden Cove как минимум для игр. Ну а четыре больших ядра без поддержки малых выводят новинки Intel на совершенно новый уровень. В таком виде Core i9-12900K почти на четверть быстрее предшественника. И это при максимально производительной видеокарте.

Что касается разницы между тремя новинками Intel, которая, напомним, обусловлена в таком режиме тестирования исключительно кэш-памятью третьего уровня, она относительно невелика.

Отдельно можно посмотреть и на эволюцию Intel и AMD за последние годы. В случае AMD мы видим колоссальный прыжок от топового FX к первому Ryzen, и затем достаточно большой прирост при переходе на Zen 2 и Zen 3. У Intel же всё намного интереснее, потому как со времён Core i7-6700K производительность практически не росла. И это логично, так как до Core i9-11900K все эти годы Intel фактически использовала архитектуру Skylake. Но и Core i9-11900K обеспечил лишь весьма скромную прибавку к производительности, пусть и почти догнав Zen 3.

Источник подытоживает своё тестирование фразой, что ядра E-cores — это «отстой для геймеров». К тому же из-за них имеются проблемы с защитой DRM, которые до конца ещё не решены.