Закончился очередной питчинг Госкино, во время которого комиссия решала, чьи проекты будут профинансированы. Главные отличия от прошлогоднего государственного тендера в том, что на этот раз не было негласной установки выделять средства только тем проектам, которые потенциально могут принести прибыль. Не было в этом году и перекоса в сторону комедий.
Победитель "Золотой дзиги" не прошел гостендер
Впрочем, неизменным остался перечень кинокомпаний и режиссеров, которые и в прошлые годы принимали участие в питчингах. Всегда есть недовольные среди тех, чьи проекты "зарубили", но такое впечатление, что на этот раз они имеют все основания возмущаться. В большинстве случаев претензия одна и та же – часть экспертов не читали сценарий, поданный на конкурс, и объясняли низкие оценки достаточно нелепо.
Как пример можно привести сказочника Сашка Лирника, которому отказали в господдержке. Свой отказ один из экспертов обосновал словами: "У предыдущего фильма по сценарию Лирника "Пекельна хоругва" не было спроса у широкой зрительской аудитории". На самом же деле картина стала лидером в жанре детского кино среди украинских фильмов и собрала 9,7 млн грн. Кроме этого, выиграла главную кинопремию Украины – "Золотую дзигу" в номинации "приз зрительских симпатий".
Претензии к экспертам накопились и у сценариста и сопродюсера анимационного проекта "Сирко и Д'Артаньян" Сергея Калиновского.
"Я бы не стал возмущаться, если бы отказ в финансировании моего проекта был подкреплен весомыми аргументами профессионалов. Однако те комментарии, которые я получил, говорят об обратном – либо эксперты некомпетентны, либо ими кто-то управляет. Например, не может быть такой сильный разброс в оценках, если сценарий оценивают профи. В моем же случае из пяти возможных баллов я получил одну пятерку, несколько четверок и две единицы – и это заметно снизило мой средний бал, из-за которого я выбыл из тендера", – говорит Сергей Калиновский.
По мнению продюсера, его сценарий некоторые эксперты явно даже не читали. Например, один из членов комиссии упрекает его проект в том, что современным подросткам вряд ли может быть интересна история Д'Артаньяна и Миледи, да и сомнительно, что они вообще знают, кто это такие.
"Это смешно! Ведь Миледи в моем сценарии нет вообще, и мой сюжет никак не пересекается с романом Дюма. У меня есть только персонаж Д'Артаньян, но это реально существовавший человек. Мои герои познакомились при осаде Дюнкерка в 1645 году. Известно, что, кроме мушкетеров, там были и запорожские казаки. А значит, гипотетически, эти два исторических персонажа – Сирко и Д'Артаньян – могли там встретиться и подружиться", – негодует продюсер.
В этих и других случаях авторы проектов, которые не прошли во второй этап питчинга, считают, что присутствовало определенное мошенничество. В частности, Сашко Лирник у себя в Facebook пишет о том, что он недобрал всего лишь 0,2 балла. Проходной был – 11 баллов, а суммарно сказочник набрал 10,8. Он считает, что дело в некомпетентности всего одного эксперта.
Поэтому кинопродюсеры в дальнейшем хотят добиться того, чтобы оценки проектов не были анонимными. Но это нужно, как они говорят, не для того, чтобы потом подловить того, кто поставил кол. Главное, чтобы эксперты, выставляя оценки, чувствовали ответственность и не ставили баллы "от фонаря" или под диктовку тех, кто по каким-то причинам решил "зарубить" конкурентов.
Новые продюсеры хотят избавиться от старых режиссеров
Единственный член экспертной комиссии Госкино, который пошел на контакт с Vesti.ua, был известный актер и продюсер Виктор Андриенко. В 2021 году он был экспертом в секции "мультфильмы".
"В этом году никаких установок или требований не было. И в нашей секции все было понятно. К моему сожалению, проект "Тапки Абу-Касима" по произведению Ивана Франко не получит финансирования только потому, что его представители на второе заседание питчинга вообще не пришли, и по правилам их заявка снимается с конкурса. А такие проекты, на мой взгляд, должны выходить. Тем более, что он соответствовал всем требованиям. Зато наибольшую поддержку получил аргентинский проект "Далия и Красная Книга", – говорит Андриенко.
Что же касается упреков в адрес комиссии, то Виктор уверяет, что лично он читал все сценарии, хотя случались курьезы. "Был даже на заседании случай, когда я задал вопрос по конкретному эпизоду одного из проектов, а они не смогли мне ничего ответить, потому что вообще забыли, о чем там речь", – рассказывает эксперт.
Но, по его словам, в комиссии действительно был эксперт, который вообще никому не ставил оценки, и его уволили накануне второго этапа. Это тоже сыграло отрицательную роль, поскольку на его место никто не пришел – и чей-то из проектов недобрал баллы.
Помимо этого, продюсеры проигравших проектов считают, что аргументы – "ваш предыдущий фильм недостаточно собрал в прокате" или "не был востребован у массовой аудитории" – вообще не имеют под собой никаких оснований.
На сегодняшний день только две картины, которые получили господдержку, – Юрия Горбунова, смогли принести прибыль. Все остальные госпроекты в прокате провалились.
"Поскольку практически все проекты, которые поддержало Госкино, убыточны, нужно давать возможность снимать и другим режиссерам. Посмотрите на списки – в очередной раз деньги получат Томашпольский и Матешко, хотя ни одна из их картин не смогла себя окупить и не стала даже резонансной. Это же касается и крупных кинокомпаний, которые в очередной раз получат финансирование. Они существуют уже не первый год, но частные инвесторы участвовать в их проектах не хотят. А причина такого отношения бизнесменов к нашему кино в том, что украинское кино с каждым годом все менее и менее интересно массовому зрителю. Эта тенденция обозначилась еще до начала карантина", – говорит Калиновский.
С ним соглашается и кинопродюсер Мария Каэль. Она считает, что как бы не пытались продюсеры удешевлять проекты, но бюджет картины не может быть ниже 20 миллионов гривен. Но, чтобы получить такие средства, нужно привлекать в киноиндустрию и частных инвесторов. Правда, последние пока не спешат ее поддерживать. Для этого, по ее мнению, нужно предоставлять таким компаниям налоговые льготы. Только тогда у бизнесменов может появиться интерес вкладывать деньги в украинское кино.
А пока украинская киноиндустрия все больше становится конвейером разбитых иллюзий, и если ничего не изменится, то мы никогда не приблизимся к Голливуду, который называют фабрикой грез. Ведь, несмотря на то, что схема поддержки не работает, киночиновники продолжают поддерживать кино, которое мало кто хочет смотреть, и из нескольких десятков профинансированных проектов – лишь единицы интересны массовому зрителю.
"В большинстве картин, которые получают финансирование от Госкино, грустные сюжеты. Результаты проката уже показали, что на такие фильмы украинский зритель ходить не хочет. Кинопродюсерам не хватает хороших и ярких историй, которые бы понравились зрителю", – отмечает Мария Каэль.