Прыжок в бездну: почему Covid-19 стал причиной суицидов

175

На прошлой неделе в "ковидных" больницах Киева снова два пациента выпрыгнули из окон. 19 октября — 60-летняя женщина (Александровская больница), 20-го — 68-летний мужчина (горбольница №8). А 25 октября из окна Харьковского областного диспансера радиационной защиты выбросился 69-летний пациент. Напомним, что 21 и 22 сентября была первая волна самоубийств: шаг в бездну из окон Киевской горбольницы №4 сделали мужчины 68 и 43 лет, которые лечились там от коронавируса.

Из-за этих трагедий все заговорили об еще одной "суперсиле" Covid-19 — его воздействии на нервную систему и головной мозг. Как именно он "играет" на нервах? Что нужно сделать для того, чтобы из окон "ковидных" стационаров не выбрасывались пациенты? Об этом "Вести" поговорили с экспертами:

  • Екатериной Амосовой, врачом-кардиологом, д. м. н., профессором;
  • Татьяной Майковой, к. м. н., врачом-невропатологом высшей категории, руководителем сети научно-консультативных и диагностических медцентров "Головная боль";
  • Галиной Пилягиной, д. м. н., профессором, завкафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика;
  • Альбертом-Лейзером Фельдманом, доктором психологии, основателем Института развития гражданского общества им. Голды Меир.

Нервная система первой берет на себя удар

Татьяна Майкова — невропатолог, но если ее пациенты заболевают "короной", лечит их сама. По наблюдениям врача и ее коллег, при коронавирусе симптомы поражения нервной системы появляются где-то за неделю до того, как дают о себе знать проблемы с легкими.

"Недавно мне позвонила пациентка. Она жаловалась, что у нее внезапно началась дрожь, появилось ощущение ватных рук и ног, поднялись давление и температура, усилилось сердцебиение. Женщина решила, что у нее острый приступ коронавируса и она умирает, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Я ей объяснила, что это паническая атака. А про себя подумала, что так может дебютировать коронавирус. Так и оказалось. Через неделю подтвердился Covid-19".

Кроме панической атаки коронавирус на первых порах может проявлять себя болезненными ощущениями. "Могут болеть голова, спина, живот, грудная клетка, суставы, уши. Но эти боли не обосновываются никакими анатомическими заболеваниями этих частей тела или органов. То есть возникают на ровном месте. Также пациенты жалуются на головокружение, потерю равновесия и нюха (а это проблема обонятельного нерва)", — приводит пример Татьяна Майкова.

Все эти неврологические расстройства возникают, по ее словам, на начальном этапе, до того как появляется легочная симптоматика. Поэтому можно сделать вывод, что нервная система первой берет на себя удар коронавируса.

Научный ребус. Врачи во всем мире говорят о таком "нервном" дебюте коронавируса. Поэтому у исследователей возник вопрос: как вирус проникает в мозг или нервы, несмотря на то, что там нет ACE2-рецепторов, к которым он может прикрепиться.

"В научном журнале Nature опубликовали статью, в которой ученые говорят о том, что, если коронавирус и находят в нервной системе, то в микродозах. И, скорее всего, эти находки связаны с тем, что использовался загрязненный материал, — рассказывает Татьяна Майкова. — То есть сам по себе вирус не может вызывать такие разрушительные последствия для нервной системы в силу того, что он туда, скорее всего, не попадает".

Екатерина Амосова рассказала о другом исследовании, при котором ученым удалось продемонстрировать то, как вирус попадает в нейроны центральной нервной системы через обонятельную луковицу. "Его обнаружили в эпителиальных клетках носовой полости, которые отвечают за обоняние, — рассказывает эксперт. — Также Covid-19 может проникать в центральную нервную систему, преодолев барьер между кровью и мозгом. Поскольку у 10–50% пациентов возбудители коронавируса циркулируют в крови".

Взрыв мозга. У Татьяны Майковой есть своя теория, как коронавирус может влиять на нервную систему. "Никакие ее поражения не бывают без участия нейрогормона глутамата. Когда он выделяется в больших количествах, то "взрывает" мозг, — рассказывает эксперт. — Как это происходит? У нас есть гематоэнцефалический барьер, который состоит из клеток-астроцитов. Они, во-первых, не дают попадать вирусу в мозг. А, во-вторых, поглощают нейрогормоны, чтобы их не было в избытке. Так вот, видимо, когда астроциты заняты своим противостоянием с коронавирусом или продуктами его взаимодействия с легочными тканями, глутамат накапливается в мозге в больших количествах и начинает вызывать проблемы. Какие? По данным журнала Nature, в стационарах 60% из них приходится на инсульты. А 40% — это психотические нарушения: депрессии, панические атаки, психозы".

Одно из них — делирий. "Во время него возникают спутанность сознания с галлюцинациями и дезориентацией. Такое состояние бывает при многих инфекционных заболеваниях, — объясняет Екатерина Амосова. — Также я достаточно часто наблюдала делирий у больных с инфарктом, которые поступали в отделение кардиореанимации. Они вскакивали, метались, несли бред. Им давали успокаивающие препараты. Но у половины людей делирий проявляется угнетением. Они уходят в себя, становятся сонливыми, впадают в депрессию, неадекватно оценивают себя и реальность. Вот у таких "тихарей" риск нанесения себе вреда — высокий".

Союзники вируса: нехватка кислорода и внимания

Как видим, у самого коронавируса большой потенциал для того, чтобы нервы "зашалили". Увы, у него в этом деле есть помощники. О факторах, которые могут спровоцировать развитие острых психических нарушений при коронавирусе, рассказала Екатерина Амосова.

Цитокиновый шторм. Это состояние, при котором иммунная система бомбит и чужие, и свои ткани и органы. При этом возникает активное воспаление. Как результат — повышение свертываемости крови, микротромбообразование, в том числе и в сосудах головного мозга.

Гипоксия. Из-за дыхательной недостаточности мозг недостаточно получает кислород, что может вызвать нарушения в его работе.

Абстиненция. Если человек, который злоупотреблял алкоголем, оказывается какое-то время без капли спиртного, у него может возникнуть абстинентный синдром. Страдают им и наркоманы. Одно из его проявлений — делирий, о котором писали выше.

Высокая температура. Сильная интоксикация и сгущение крови, которое ее сопровождает, могут спровоцировать нарушение сознания.

Нехватка медперсонала. Зачастую из-за перегрузки в госстационарах к больным коронавирусом медсестра и врач заходят очень редко. Когда пациент лежит один, в замкнутом пространстве, когда ему трудно дышать, у него могут возникнуть страх, паника. А они негативно сказываются на психическом состоянии.

Социальные причины. Человек может бояться стать обузой для родственников, бояться того, что ему не хватит денег на лечение и т. п.

Декомпенсация психических расстройств. Многие из них хронические, то есть не вылечиваются. Но благодаря терапии переходят в стадию компенсации. То есть при соблюдении определенных правил не дают о себе знать. Тяжелая форма Covid-19, с которой попадают в стационар, может их "разбудить".

Презумпция невиновности

По поводу самоубийств в ковидных стационарах киевских больниц открыты уголовные дела. И пока детали расследования не обнародуются. "Мы не знаем, кем были погибшие, как они жили, какими заболеваниями страдали. Поэтому говорить со стопроцентной уверенностью, по какой именно причине они выпрыгнули из окон, рано", — считает Татьяна Майкова.

"Нельзя утверждать, что именно Covid-19 стал причиной этих самоубийств. Но я уверена, что большинство людей, заболевших им, психически от этого не страдают. А если и страдают, то это не проблема самого коронавируса, а проблема личности, какого-то контекста ее жизни. Например, человек осознает, что нет денег на лечение или боится боли. Поэтому нужно разбираться в каждом конкретном случае", — уверена Галина Пилягина.

Где бесплатно получить совет психолога

Родственникам тоже не нужно закрывать глаза на подобные жалобы больного, списывая их на особенности характера, мнительность и т. п. "Если близкий человек лежит в стационаре с коронавирусом и при этом испытывает панические атаки, ищите возможность организовать ему дистанционное общение с психологами, неврологами, психиатрами. Конечно, при условии, что состояние больного позволяет это сделать", — советует Альберт-Лейзер Фельдман.

Особое внимание стоит обратить на суицидальную коммуникацию, советует Галина Пилягина. "Человек может затевать разговоры на тему смерти, говорить о том, что хочет свести счеты с жизнью, — рассказывает эксперт. — Существует мнение, что те, кто планирует самоубийство, не говорят об этом. Да, такое бывает, но редко. Замыкаются в себе единицы, когда они не рассчитывают на помощь своих близких".

К слову, панические атаки, депрессии и суицидальные настроения могут быть и у тех, кто переболел коронавирусом. "Особенно у тех, кто был на грани между жизнью и смертью. В этом случае может развиться посттравматический синдром, — говорит Альберт-Лейзер Фельдман. — Если вы видите такие состояния у своих близких, обязательно обратитесь к психиатру, невропатологу. Одними разговорами и утешениями тут не поможешь. Нужны медикаменты".

"Помогут антидепрессанты. А вот у препаратов, улучшающих кровоснабжение головного мозга, не доказана эффективность", — комментирует Екатерина Амосова.

Бесплатную консультацию психологов, психотерапевтов и психиатров можно получить каждый день с 08:00 до 20:00 по горячей линии "Стоп паника". Многоканальные телефоны: 0800502391, +380445027408. Для прямой связи со специалистом: +380684712122, +380671518363, +380674372121, +380986930621.

Как предупредить трагедии: спецокна и больше медсестер

Пять смертей пациентов с одним и тем же диагнозом в течение месяца требуют анализа со стороны государственных ведомств, уверена Екатерина Амосова. Мы отправили в Минздрав запрос, в котором спросили, как собираются предупреждать суициды в ковидных стационарах. Ответ министерства в процессе подготовки.

"Тем временем в других странах, например, в Израиле, Франции, Испании, подключили к лечению больных Covid-19 неврологов и психиатров. Уверен, нужны изменения в украинском протоколе. Сейчас в нем ничего не сказано о поддержке психологического состояния пациентов с коронавирусом", — говорит Альберт-Лейзер Фельдман.

Онлайн-помощь. Впрочем, по словам Галины Пилягиной, в стационарах и так зовут психиатра к тем, кому надо. "Например, если человек входит в состояние психоза. Врачи знают такие ситуации, и на их случай разработаны стандартные процедуры", — объясняет эксперт.

Другой вопрос, что ничего не делается для профилактики острых состояний. "Неврологи придут к пациенту, который лежит в ковидном стационаре, когда есть заболевания нервной системы: параличи, парезы. Психиатр — если есть психоз, — комментирует Татьяна Майкова. — С профилактической целью они ходить в палаты не будут. Но, думаю, могли бы консультировать пациентов в онлайн-режиме или по телефону. Если бы была инициатива со стороны государства, по которой дали бы группе специалистов возможность консультировать пациентов дистанционно, это была бы реальная помощь".

Также невропатолог отмечает, что всем своим больным с коронавирусом она прописывает препараты, которые снижают возбудимость нервной системы. "И эти пациенты намного лучше выходят из всех своих проблем", — утверждает Татьяна Майкова. Возможно, такие препараты также стоит добавить в протокол лечения Covid-19, зная о рисках вируса для нервной системы.

Надежда на студентов. Включать в ковидные протоколы помощь психиатров и неврологов — дело хорошее, но в украинских реалиях не до жиру, быть бы живу, считает Екатерина Амосова. "Нам бы на окна палат, где лежат тяжелые больные с коронавирусом, повесить решетки. Или вообще установить спецокна, которые не открываются. Потому что, как видим, все пять самоубийц выбросились из окон", — комментирует профессор.

Впрочем, по мнению Альберта-Лейзера Фельдмана, если человек надумал свести счеты с жизнью, он найдет способ это сделать и при закрытых окнах. Хотя это, конечно, будет сделать сложнее. "Поэтому важно работать на то, чтобы у больных не возникало такого желания", — говорит эксперт.

Екатерина Амосова считает, что нужно увеличить количество медобходов. "К больным в государственных ковидных стационарах могут заходить 1–2 раза в день. А этого мало. Более частые визиты помогли бы вовремя заметить странное поведение и оказать нужную помощь. Например, дать успокаивающий препарат. Поэтому необходимо, чтобы было больше медсестер на смене", — сказала эксперт. А они сейчас, как и врачи, на вес золота.

Решить эту проблему можно с помощью студентов-медиков старших курсов, уверена Екатерина Амосова. "Многие из них и так подрабатывают в качестве младшего медперсонала на ночных дежурствах в больницах. Если им предложить не 5000 грн, а больше денег, они могли бы согласиться поработать в ковидных стационарах, что уменьшило бы дефицит медсестер", — отмечает Екатерина Николаевна.

Черным по белому. Важно также составить инструкцию с правилами поведения пациентов в стационаре, считает Татьяна Майкова. "В ней нужно указать, какие рекомендации больной должен выполнять и почему, что ему можно есть, номер телефона лечащего врача. Когда человек знает, как он должен себя вести, что он не брошен, что у него есть связь с врачом, это снижает тревожность", — уверена эксперт.

Не держать страх в себе. Больным с коронавирусом важно понять, что панические атаки, страх, депрессия возникают у них не из-за слабого характера, а потому что таковы особенности Covid-19. "Это не обычное плохое настроение, которое после просмотра комедии проходит. Это органическая проблема, и самому с ней не справиться", — говорит Альберт-Лейзер Фельдман. "Страх, наряду с одышкой, важный симптом. И о нем обязательно нужно сказать врачу. Существуют медикаменты, которые в этой ситуации помогут", — утверждает Екатерина Амосова.

Как помочь нервной системе: табу на кофе и ночные посиделки

Коронавирус бьет по нервной системе, и это факт. Но кто-то даже не заметит этой атаки, а кому-то она может серьезно испортить нервы. Все зависит от того, насколько они у вас крепки. А на это влияет ваш образ жизни. Как укрепить нервную систему, рассказала Татьяна Майкова.

Ментальная гигиена

Сейчас в стране царит атмосфера информационного террора. Нас бомбят страшными историями и большими цифрами числа заболевших и умерших. В итоге человек начинает бояться. А страх поднимает уровень гормона стресса — кортизола. При своем кратковременном повышении это самый мощный противовоспалительный агент. Но при длительном стрессе (а история с коронавирусом в Украине длится уже больше полугода), который долго держит повышенным уровень кортизола в крови, возникает привыкание к нему. И запасы гормона истощаются. Из-за этого, — например, когда человека атакует коронавирус, — надпочечники не могут выработать достаточное количество кортизола, и он перестает выполнять свою функцию контроля иммунной системы. А когда она начинает работать бесконтрольно, то повреждает свои ткани и органы, что мы видим во время цитокиновых штормов при Covid-19. Поэтому, чтобы меньше бояться, нужно:

  • — заняться информационной гигиеной — если читаете новости о коронавирусе, то в малых дозах и на проверенных источниках;
  • — только позитивное общение — перестаньте обсуждать коронавирус с окружающими;
  • — направьте страх в конструктивное русло — найдите врача, который будет вас вести на дому, и займитесь своим здоровьем. Любой стресс предполагает деятельность. Тогда вы с ним справляетесь. Если ничего не делаете, он усугубляется.

Ложимся спать за час до полуночи, просыпаемся без будильника

Сон имеет свою структуру, и для того чтобы правильно произошла его первая фаза, заснуть нужно до 12 ночи.

Вставайте утром без будильника. Когда сами проснулись, тогда организм решил, что он взял ото сна все, что ему нужно. Когда же встаем по звонку, нарушаем фазу поверхностного сна. Он важен для формирования памяти и эмоциональной разгрузки. Таким образом, ложась спать после полуночи, вы нарушаете глубокий сон, во время которого мы заряжаемся энергией. А утром, проснувшись по будильнику, нарушаете эмоциональные процессы и память. Итог — нервы расшатаны, энергия на нуле.

Натурпродукты

Сейчас идет повальное увлечение витаминами D, С, цинком, которые якобы помогают сопротивляться коронавирусу. На самом деле все необходимые витамины и микроэлементы организм берет из свежих продуктов — ровно столько, сколько ему нужно. Тогда как прием аптечных препаратов может вызвать переизбыток какого-то витамина. Особенно важны для нашей нервной и иммунной систем белок животного происхождения: мясо, рыба, яйца, кисломолочные продукты. Плюс свежие овощи.

Стоп, стимуляторы

Кофеин, который содержится в кофе, чае, коле, какао, вскрывает, как консервную банку, клетку и достает из нее то, что организм там спрятал на случай стресса. Кстати, алкоголь обладает таким же эффектом.

Щадящие физнагрузки

Наш головной мозг древний, он слов не понимает. Умеренные физические нагрузки дают ему сигнал, что все хорошо. Как только они становятся интенсивными, мозг понимает, что человек попал в стрессовую ситуацию, и вырабатывает кортизол. Кстати, это происходит и тогда, когда мы целый день лежим на диване. Мозг считает, что человек ранен или заболел, и тоже включает стрессовый режим работы. Поэтому в вашей жизни должны появиться нагрузки средней степени тяжести, не менее часа в день.

Читайте также:

  • КТ легких при Covid-19: восемь главных вопросов
  • Стволовые клетки vs коронавирус: как идут испытания в Украине
  • "Пациенты с тяжелыми недугами практически не имеют доступа к медпомощи"
Предыдущая статьяКаштру рассказал, благодаря чему «Шахтеру» удалось сыграть вничью с «Интером»
Следующая статьяМАУ закроет еще пять представительств за границей